Вы наверняка слышали о единорогах – мифических животных, которые часто встречаются в средневековых легендах и сказках. В августе 2015 года единороги неожиданно перекочевали из сказок в реальную жизнь. Правда, уже в качестве термина. Венчурный предприниматель и владелица Cowboy Ventures Эйлин Ли в своем эссе назвала «единорогами» стартап-компании, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет. Термин пришелся по вкусу инвесторам из Кремниевой долины и вот мы уже имеем более 229 «единорогов» с общей стоимостью $1,3 трлн. Согласно Insider Pro, мессенджеру WhatsApp понадобилось около двух лет, чтобы достичь отметки в $1 млрд, Uber – примерно 2,2 года, производителю электрокаров Tesla – чуть больше четырех лет. Для сравнения: стандартной компании из списка Fortune 500, чтобы выйти на капитализацию в $1 млрд, нужно порядка 20 лет. «Единороги» стали россыпью появляться на рынке, а их быстрой рост только подтверждает мифы о волшебных существах.
Год единорога
Согласно отчету Spoke Intelligence и VB Profiles, в прошлом году к толпе единорогов примкнула 81 компания, включая одного «десятирога» (decacorn) – стартап с рыночной стоимостью в более чем $10 млрд. Видимо, суммой капитализации в $1 млрд уже никого не удивишь. В тройку лидеров сегодня входят сервис по вызову автомобиля Uber, производитель смартфонов Xiaomi и сервис для онлайн-бронирования жилья Airbnb. Первые два все время стремятся обогнать друг друга. В прошлом году китайского производителя софта, смартфона и «умного» велосипеда Xiaomi американское издание The Fortune именовало не иначе, как «короля единорогов», хотя в этом году в списке лидирует Uber.
Количество новых единорогов растет чуть ли не в геометрической прогрессии. За десятилетний период (с 2003 по 2013 год) в мире появилось всего 39 новых «единорогов», в то время как сегодня их количество насчитывает уже 229. Такие данные приводит в своем отчете Venture Beat. Что и говорить, единороги «размножаются» не хуже кроликов. Технический директор Kepler Analytics Том Якобс отмечает, что рынок переживает бум стартапов, когда на рынке все больше появляются компаний по типу Delivery Hero –сервис по доставке еды – или Instacart – сервис по доставке еды из магазина в течение часа. «Не удивлюсь, если следующим крупнейшим стартапом окажется какой-нибудь Uber для печенья», – написал он в своей колонке для TechCrunch.
Вымирающий вид
Вслед за термином unicorn (единорог, – прим. ред.) появился другой неологизм – unicorpse. В вольном переводе на русский он звучит как «труп единорога» или в более мягком его значении – «умирающий единорог». Видимо, под очарование мифических парнокопытных попадают не все. Так, для любителей апокалиптических разговоров о судьбе стартапов, которые также вскоре могу стать не более чем мифом, нет лучшей мишени для критики, чем компании-«единороги». Например, венчурный инвестор Марк Андрессен в Twitter заявил, что «стартапы с высокой скоростью сжигания капитала будут «испаряться»». Билл Гурли, партнер фонда Benchmark, в прошлом году отметил, что «абсолютное отсутствие страха» приведет к появлению «мертвых единорогов». Происходит это, потому что со временем волшебный флер вокруг «единорога» рассеивается и перед нами предстает далеко не сказочная картина: технологические стартапы переоценены, а в секторе раздувается «пузырь», который грозится вот-вот лопнуть.
Претендентом на вылет также может стать Palantir, который занимается производством программного обеспечения и работой с bigdata (большие объемы данных, – прим. ред.). Загадочный стартап Кремниевой долины, которому приписывают создание программы по помощи в поиске Усамы Бен Ладена, не может найти себе корпоративных клиентов. В прошлом году сделки с тремя гигантами – Coca-Cola, American Express и NASDAQ – сорвались, а производитель конфет и шоколадок Hershey’s заявил, что «не увидел пользы от Palantir в 2015 году». Все больше становится заметно, что ценность таких компаний снижается: «единороги» девальвируются и теряют свою волшебную силу. Из-за переоценки стоимости активов такие компании не всегда становятся коммерчески успешными, а венчурные инвесторы – суперзвездами в этом бизнесе.
Смерть компании-«единорога» не так сложно себе представить: проекты останавливаются, а сотрудники покидают свои рабочие места, в лучшем случае переходя в другие компании, которые заняты работой над аналогичными проектами. Но в отличие от кризиса в том же 2008 году у сотрудников нет никаких способов страхования от дефолта в случае краха «единорога». Однако в погоне за быстрыми деньгами выбрать следующего «единорога» выглядит куда перспективнее, чем инвестировать в компанию с консервативной моделью бизнеса.
Будь у вас возможность и средства стать венчурным инвестором, куда бы вы предпочли вложиться – в долгоиграющую Microsoft или в «единорогов» типа Airbnb или Snapchat?