05.02.2025
Источник:
Форбс
Чем занимаются бизнесмен и топ-менеджеры финансового сектора
Несколько лет назад имена этих людей были на слуху у казахстанцев. Владельцы банков, известные топ-менеджеры, бизнесмены и финансисты — многие из них, после того как продали активы или покинули кресла руководителей, «пропали с радаров». Кто-то исчез не насовсем, но теперь не столь часто появляется в информационном поле. Forbes Kazakhstan решил «вспомнить всех» и начал с трех грандов финансового рынка Казахстана — двух экс-глав Нацбанка Григория Марченко и Кайрата Келимбетова и «отца» Казкома Нуржана Субханбердина.
Григорий Марченко
Многие называют Григория Марченко «самым харизматичным» председателем Национального банка РК. Григорий Александрович — автор революционных для казахстанского финансового рынка идей: реформа пенсионной системы в конце 1990-х, агентство-регулятор финансового рынка, система гарантирования банковских вкладов — в их числе. Он входил в рабочую группу, которая в 1993-м создала тенге.
Марченко возглавлял главный банк страны дважды, но впервые вошел в его двери как заместитель председателя. Это было в июне 1994-го, на тот момент экономисту-международнику, с отличием окончившему престижный МГИМО, было 34 года, и он поработал помощником первого и единственного в истории Казахстана вице-президента.
Председателем НБРК Марченко стал в октябре 1999-го, заняв кресло чуть больше чем на четыре года. После — легкая «пробежка» по коридорам высшей власти (первый вице-премьер, помощник президента), затем — должность председателя правления Halyk Bank. В январе 2009-го — снова кресло главы Нацбанка.
Сейчас 65-летний экс-глава НБРК — советник председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР). Эту должность он занимает уже более четырех лет — с октября 2020-го. В пресс-релизе о его назначении говорилось, что до этого, с октября 2013-го, он был независимым экспертом.
К прессе Григорий Александрович теперь выходит нечасто (в бытность главой Нацбанка он делал это регулярно, пресс-конференции с его участием всегда были яркими, и журналисты с удовольствием разбирали его слова на цитаты). Иногда участвует в форумах. В середине 2024-го в компании других тяжеловесов казахстанского финансового рынка выступил с новыми предложениями по «пенсионке».
Кайрат Келимбетов
Кайрат Келимбетов пришел в Нацбанк РК председателем правления сразу после Григория Александровича — в октябре 2013-го. При нем произошли две девальвации тенге — «февральская» 2014-го (которую, к слову, Марченко считает «неправильной») и «августовская» 2015-го.
В феврале 2014 года НБРК отказался от поддержания обменного курса, посчитав равновесным значением 185 тенге за доллар. «Американец» взлетел в обменниках со 155–156 тенге (10 февраля) до 184–185 тенге (11 февраля).
«Лично я об этом узнал вчера ночью», — эту фразу, разлетевшуюся по инфополю, Келимбетов сказал на брифинге 11 февраля, отвечая на вопросы журналистов о возможной утечке информации из Нацбанка о предстоящей девальвации. Через полтора года, в августе 2015-го, ведомство Келимбетова отпустило нацвалюту в «свободное плавание» — официальный курс упал со 188,38 тенге за доллар на 20 августа до 255,26 тенге за доллар на 21 августа. В ноябре 2015-го Кайрат Нематович освободил кресло в главном банке страны «в связи с переходом на другую работу».
Биография 56-летнего Келимбетова — кладезь высоких должностей. В конце 1990-х он возглавил Агентство РК по стратегическому планированию, затем был вице-министром финансов, министром экономики и бюджетного планирования, позже — экономического развития и торговли. В 2008-м несколько месяцев руководил Администрацией президента Казахстана, в 2008–2011 годы возглавлял ФНБ «Самрук-Казына». Почти два года, с января 2012-го по октябрь 2013-го, был вице-премьером. В 2020–2022 годы возглавлял Агентство по стратегическому планированию и реформам. До января 2023-го был управляющим МФЦА. А затем ушел в частный сектор.
В 2023 году Келимбетов начал работать в структурах холдинга Тимура Турлова Freedom Holding Corp. Сначала — во Freedom Horizons. Это одна из казахстанских «дочек» холдинга, сфера деятельности — бизнес-консалтинг и услуги. Она появилась в мае 2023-го — тогда же Келимбетов стал ее сотрудником. В июне 2024-го Кайрат Нематович вошел в совет директоров Freedom Holding Corp., эту позицию он занимает по сей день.
Нуржан Субханбердин
«Самая красивая живет в нашем районе». Спросите тех, кто «родом из 90-х», откуда эти слова, и многие наверняка без запинки ответят: из рекламного ролика Казкоммерцбанка — и сохранившуюся в памяти мелодию напоют. Основателем и крупным акционером этого БВУ был один из самых влиятельных и богатых бизнесменов Казахстана Нуржан Субханбердин.
Финансовый институт появился в 1990-м как Медеу-Банк. Свое известное название Казкоммерцбанк (Казком, ККБ) получил в октябре 1991-го. Доля Субханбердина в банке в разные годы менялась и в определенный период доходила до 87 с лишним процентов, ею основатель владел напрямую и косвенно через Центрально-Азиатскую инвестиционную компанию (ЦАИК). Одним из миноритариев банка, так же через ЦАИК, была председатель правления ККБ Нина Жусупова.
В середине 2010-х Субханбердин начал выходить из капитала Казкома. В марте 2015-го новым крупным акционером банка стал бизнесмен Кенес Ракишев (в то время ККБ уже начали объединять с БТА Банком, и эта сделка прошла как часть интеграции двух игроков). Окончательно со своей долей в Казкоме Субханбердин попрощался в июне 2017-го, продав Ракишеву остатки собственного пакета и пакета ЦАИК.
С выходом из Казкома Субханбердин «вышел» и из списков Forbes Kazakhstan: в последний раз его включили в рейтинги богатейших и самых влиятельных в 2016-м. На тот момент его состояние оценивалось в $946 млн.
Сейчас основатель одного из крупнейших в истории Казахстана банков значится одним из акционеров школ Haileybury в Казахстане. Первая из двух открылась в Алматы в 2006-м — под другим названием и с другим владельцем. В 2007 году ее выкупила группа физических лиц. Тогда же заключили договор с зарегистрированной в Англии и Уэльсе Haileybury Enterprises Limited. Новая жизнь под новым названием — Haileybury Almaty — началась у учебного заведения в 2008-м. Спустя шесть лет, в 2014 году, открылась Haileybury Astana.
В алматинской школе Субханбердину, по данным на конец 2023 года, принадлежит 19,7% — третья по размеру доля среди акционеров, в астанинской — 5,92%. В этом проекте у бизнесмена несколько партнеров. Фонд Булата Утемуратова и мажоритарий девелоперской компании Capital Partners Сержан Жумаш входят в капитал обеих школ (фонд — с долями 32,65 и 61,99% на конец 2023-го в алматинской и астанинской школах, Жумаш — с долями 26,02% на конец 2023-го в алматинской и 32,09% с июля 2024-го в астанинской школе). В Haileybury Almaty есть и другие акционеры: на конец 2023-го это были бизнесмены Айдан Карибжанов (8,82%), Маргулан Сейсембаев (8,82%) и Альфия Аскар Абулхаир (до этого — Альфия Куанышева, 3,99%)
Обе школы прибыльны, по крайней мере, по итогам 2023 года. Однако это некоммерческие акционерные общества — дивиденды их владельцам запрещено получать по закону.