26.11.2024
Источник:
Курсив
Российский бизнес в ноябре столкнулся с задержками проведения платежей казахстанскими банками. Российское издание РБК пишет, что средний срок транзакций увеличился на 24% по сравнению с июлем и может доходить до двух месяцев. «Курсив» узнал у казахстанских банков, действительно ли задерживаются платежи от российского бизнеса.
О задержках платежей РБК рассказали юристы и представители транспортных компаний. По их словам, это происходит в связи с ужесточением комплаенса в отношении переводов из России. Сроки зависят от вида сделки, суммы, характеристики товара и компании получателя.
«Курсив» направил запросы в несколько казахстанских банков, чтобы те пояснили, усиливали ли они комплаенс в отношении платежей из России, и как увеличился срок проведения платежей. По существу ответили восемь финорганизаций. Из них лишь одна дала утвердительный ответ. В Citibank Казахстан пояснили, что сократили операции в российской валюте. Такое решение продиктовано снижением риск-аппетита на операции в рублях на глобальном уровне.
В Bereke Bank, который недавно был приобретен катарским инвестором Lesha Bank, отметили, что для проведения платежей клиентов банк осуществляет проверки согласно казахстанскому законодательству. При этом в пресс-службе не уточнили, увеличили ли они сроки транзакций от российских компаний.
«Сроки проведения проверки зависят от видов платежей, а также полноты предоставленных клиентами документов. Банк прилагает все усилия для того, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности и соответствие законодательным требованиям при обработке таких платежей», – прокомментировала кредитная организация.
Halyk Bank пояснил, что соблюдает санкции, так как у него есть корреспондентские отношения с американскими и европейскими банками. Кроме того, он постоянно изучает международные ограничения на предмет необходимости имплементации новых процедур и/или усиления имеющихся. В пресс-службе добавили, что изменений по платежам с Россией за последнее время не было. Halyk Bank уточнил, что проводит «стандартные мероприятия во исполнение требований международных санкций».
PR-директор Банка ЦентрКредит Сакен Нигмашев также отметил, что контрагентов проверяют согласно требованиям законодательства РК, положениям о международных санкциях и внутренним правилам банка. Система финансового мониторинга, которая включает в себя процессы контроля операций по выявлению рисков, связанных с нарушением международных ограничений, постоянно совершенствуется. Однако это не сказывается на сроках платежей.
«Система финансового мониторинга функционирует в банке в штатном режиме и не оказывает значительного влияния на оперативность обработки клиентских транзакций. Банк применяет обязательную процедуру KYC (знай своего клиента) согласно законодательству РК о противодействии отмывания доходов и финансировании терроризма, мероприятия в рамках KYC предусмотрены во внутренних правилах банка и подлежат строгому исполнению всеми сотрудниками», – заявил Нигмашев.
В пресс-службе Нурбанка пояснили, что тоже исполняют все требования, чтобы не попасть под вторичные санкции. Они проверяют клиентов и запрашивают подтверждающие документы – договоры, контракты, выписки из реестра акционеров и другое.
«Как правило, при должном взаимодействии клиентов с представителями банка принимаемые меры не приводят к увеличению сроков проведения платежей. В настоящее время мы не наблюдаем недовольства или жалоб со стороны наших клиентов», – добавили в финорганизации.
ForteBank заверяет, что изначально придерживался консервативной политики. Информацию по поводу увеличения сроков платежей от российского бизнеса в кредитной организации не подтвердили. Евразийский банк так же отметил, что ни сроки, ни порядок рассмотрения документов по платежам не изменились.
Похожая ситуация наблюдалась в конце июля. Тогда издание РБК писало, что средний срок проведения платежей между Казахстаном и Россией увеличился примерно на 15%, в среднем до двух недель. Тогда о возможных задержках при проведении платежей с российскими и белорусскими контрагентами сообщал Bank RBK. В БЦК и ForteBank говорили, что все операции проводятся в обычном режиме. В Kaspi Bank заявляли, что сервисы компании в первую очередь предназначены для казахстанских клиентов и компаний, и организация не меняла правила и процедуры.
В середине ноября замглавы Нацбанка Акылжан Баймагамбетов заявил, что платежи между Казахстаном и Россией проходят «нормально». Он назвал необходимость проводить более глубокий комплаенс «явлением времени» и признал, что иногда это может приводить к задержкам.