18.04.2016
Источник:
Курсив.kz
Большинство экономистов полагает, что Казахстан еще не готов к внедрению безусловного базового дохода (ББД), введение которого предполагает отмену всех социальных пособий и ежемесячную выплату абсолютно каждому гражданину Казахстана, независимо от его материального положения. На это у казахстанского правительства просто не хватит денег.
Изучить возможность внедрения безусловного базового дохода (далее – ББД) поручил правительству президент Нурсултан Назарбаев.
По задумке, при внедрении ББД необходимо будет отменить все социальные пособия. То есть студенты, многодетные и малоимущие семьи перестанут получать ежемесячные выплаты. Вместо этого на бюджетные деньги смогут рассчитывать все без исключения граждане республики по той лишь причине, что они граждане республики.
Размер ББД может быть равен текущему уровню прожиточного минимума в Казахстане – 22 859 тенге.
В теоретических дискуссиях сторонники этой концепции считают, что введение ББД решит проблему бедности и технологической безработицы, уменьшит проблему экономического неравенства, снизит затраты на администрирование социальных программ, так как не требует проверки пригодности, позволит людям заниматься тем, чем они хотят, а не тем, что требует рынок.
Так, как пишет на своей странице в Facebook председатель правления BRB Invest Галим Хусаинов, внедрение безусловного базового дохода увеличит внутренний спрос и будет стимулировать внутренних производителей.
«Действительно, часть населения получит дополнительный доход, который может быть направлен на потребление, однако в структуре нашей экономики есть два нюанса: во-первых, инфляция может нивелировать данный эффект, а во-вторых, высокая доля импорта в структуре потребления будет увеличивать импорт и эффект перенесется на страны-импортеры», – пишет он.
За счет безусловного базового дохода будет решен вопрос с бедностью, так как бедное население будет получать достаточный доход для своего существования, а это повлияет на преступность и социальное напряжение в обществе.
Противники такой меры считают, что это труднореализуемо в текущей политической ситуации, система требует больших расходов, безусловный основной доход уменьшает ценность труда, особенно низкооплачиваемых работ.
Кроме того, ББД может стать причиной притока мигрантов. Также такая система создает условия, в которых инвалиды, хронически больные, пожилые и другие подобные группы остаются наедине со своими проблемами и обществу уже не нужно обращать на них внимание.
Мировой опыт
Несмотря на все положительные аргументы, практический опыт введения ББД небольшой. Так, с января 2008 по декабрь 2009 года жители Омитаре и Очиверо в Намибии получали 100 намибийских долларов в месяц. В заключение отчета отмечается уменьшение бедности, повышение экономической активности, уменьшение уровня преступности, увеличение уровня посещаемости в школах.
На сегодняшний день вопрос введения ББД серьезно рассматривается в Финляндии, Нидердандах, Швейцарии и Канаде.
Так, Финляндия с 2017 года в течение двух лет будет выплачивать по 550 евро 10 тыс. трудоспособных финнов независимо от их занятости. Сумма примерно равна пособию по безработице и рассчитана исходя из минимальных потребностей жителя страны. Если эксперимент будет успешным, безусловный доход в размере 800 евро заменит собой систему социальных пособий Финляндии.
Программу безусловного дохода запустили в одном из городов Нидерландов Утрехте в январе 2016 года. Там выплаты составили 900 евро на человека.
Голосование по введению безусловного дохода в Швейцарии пройдет в июне 2016 года. Предполагается, что выплата составит 2500 швейцарских франков (2250 евро), а детям – 625 франков.
Программу безусловного дохода планируют запустить в Онтарио (Канада) в рамках бюджета 2016 года.
В Казахстане пока официальная позиция государственных органов достаточно скептическая. По заявлению Министерства здравоохранения и социального развития РК, данная мера лишь приведет к дополнительным социальным обязательствам государства и иждивенческим настроениям в обществе.
Слишком дорого для Казахстана
По словам большинства казахстанских экспертов, при всех существующих плюсах и минусах основная проблема заключается в источниках финансирования данного проекта и для его финансирования Казахстан должен производить достаточно добавленной стоимости.
Как считает директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, в таких странах, как Швейцария и Финляндия, введение ББД рассматривается как инструмент повышения производительности населения, которая дошла до своего пика.
«Теперь там пытаются людям создать условия, при которых они будут выбирать работу, которая нравится, что должно повысить производительность труда. У нас же до пика производительности еще далеко, поэтому у нас это больше инструмент борьбы с бедностью», – говорит экономист.
Он считает, что внедрить подобную концепцию в Казахстане практически невозможно, поскольку это очень дорого.
«Если возьмут среднюю зарплату, которая равна 120 тыс. тенге, умножат на 12 (месяцев), а потом на количество граждан, то получится 17,5 млн тенге. Итого выходит 25,2 трлн тенге, тогда как весь госбюджет равен 8 трлн тенге, в том числе на соцобязательства около 2 трлн тенге. Надо сравнивать 25,2 и 2 трлн тенге. Фактически введение базового дохода в швейцарской конструкции, на уровне средней зарплаты, предполагает увеличение социальных обязательств в 12 раз. Иначе говоря, это просто нереально», – полагает эксперт.
Такие же приблизительные расчеты привел на своей странице в Facebook Галим Хусаинов, комментируя введение ББД.
«Если безусловный базовый доход будет гарантирован каждому гражданину РК на уровне прожиточного минимума, то несложно посчитать общую годовую потребность: прожиточный минимум – 22 859 тенге, население страны – 17 693 500 человек, итого общая потребность – 22 859 х 17 693 500 х 12 = 4,8 трлн тенге.
Общая расходная часть бюджета на 2015 год составляла 8,227 трлн тенге, из них на социальное обеспечение – 1,713 трлн тенге. Другими словами, даже если отменить все льготы и социальные выплаты, то государственный бюджет должен вырасти на (4,853 – 1,713 = 3,14) 3,14 трлн тенге, или на 38%, что в текущих условиях просто невозможно!» – пишет Г. Хусаинов.
По его словам, общие налоговые поступления за 2015 год без учета нефтяных доходов (которые поступают в Национальный фонд) составили 4,883 трлн тенге. Соответственно, увеличение налоговой нагрузки должно быть как минимум на 64%.
«В текущих условиях повышение налоговой нагрузки на 64% маловероятно и экономически нецелесообразно», – считает он.
По мнению экономистов, единственно возможным источником при текущем государственном бюджете может быть только увеличение налоговой базы за счет роста экономики. Соответственно, чтобы возможно было покрыть такой дефицит при текущих экономических показателях, нужно, чтобы экономика выросла как минимум на 65%.
«В этом году ожидается рост на уровне 0, соответственно расширение налоговой базы можно наблюдать только со следующего года. Предположим, что средний рост в ближайшие 10 лет будет на уровне 3% годовых, это означает, что чтобы вырасти на 65%, нужно порядка 17 лет непрерывного роста по 3% в год, чтобы была возможность выплачивать минимальный уровень дохода», – комментирует Галим Хусаинов.
Таким образом, вопрос о возможности внедрения безусловного базового дохода является неактуальным и может быть рассмотрен в 2034 году, через 18 лет.
По мнению профессора КБТУ Кайрата Мынбаева, ББД на первый взгляд является упрощением, но на самом деле ввиду необходимости учета большого числа параметров будет усложнением.
«Найдутся желающие погреть на этом руки. Самое главное – подсчитать, во сколько это обойдется бюджету. Подозреваю, что таких расчетов нет», – говорит К. Мынбаев.
Как считает ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский о том, что в Казахстане в обозримом будущем будет введен БДД, не может быть и речи.
«Думаю, что и власти страны прекрасно это понимают. Поручение президента изучить мировой опыт внедрения БДД вовсе не означает, что Нурсултан Назарбаев готов ввести подобные меры и в РК», - сказал он.
По его мнению, БДД – это пока всего лишь смелый эксперимент с непонятными последствиями, который проводят или планируют провести в некоторых развитых странах. Причем пока речь идет об относительно небольших фокус-группах (например, в Финляндии предполагается охватить экспериментом всего 10 тысяч человек в течение двух лет).
Положительный результат эксперимента не гарантирован, так что вполне возможно, что по его итогам идея БДД будет признана нерабочей.
«Я не думаю, что руководство Казахстана готово превращать страну в полигон для испытаний различных оригинальных теорий, тем более в нынешней сложной экономической ситуации. На мой взгляд, позволить себе внедрение БДД могут лишь развитые страны с очень сильной экономикой, да и то далеко не все. Чтобы дорасти до этого уровня, Казахстану еще необходимо пройти долгий путь, который, возможно, затянется на десятилетия», - считает эксперт.
Почему – сегодня?
На вопрос, почему вопрос о введении ББД встал в Казахстане именно сегодня, Олжас Худайбергенов считает, что просто эта тема была выведена на серьезный уровень в Швейцарии и Финляндии, из-за чего вопрос стал актуальным и в Казахстане.
По мнению Кайрата Мынбаева, может быть, кому-то захотелось поднять престиж правительства в условиях кризиса.
Артем Звягильский предположил, что президент Казахстана как человек, проявляющий большой интерес к передовому зарубежному опыту экономических и социальных реформ, узнав о финляндских и швейцарских экспериментах в этой области, просто попросил профильное министерство чисто теоретически просчитать, каковы были бы последствия введения БДД в Казахстане.
«Но это не значит, что Н. Назарбаев готов запустить такую амбициозную реформу социальной помощи уже чуть ли не в следующем году, как это представили некоторые СМИ. Вполне возможно, что президент вообще не предполагал, что его запрос станет достоянием общественности и привлечет такое внимание», - прокомментировал эксперт.