28.09.2016
Источник:
Banki.ru
Фирма Capgemini, одна из крупнейших консалтинговых компаний в области менеджмента и информационных технологий, совместно с банком BNP Paribas подготовила ежегодный доклад о состоянии платежей в мире (2016 World Payments Report). В обширном исследовании во всей полноте представлена отраслевая статистика, обозначены основные тенденции развития, проблемы в регулировании и актуальные ожидания корпоративных потребителей. Авторы доклада оперируют данными и фактами 2014–2016 годов.
Число безналичных транзакций, совершенных во всем мире в 2014 году, выросло на 8,9% и достигло 387,3 млрд. Это самый большой скачок за все время подготовки аналогичных докладов. В первую очередь такой прирост был достигнут благодаря ускоренной динамике на развивающихся рынках, где наблюдалось увеличение объемов на 16,7%. На развитых рынках этот показатель составил 6%. Китаю удалось обойти Великобританию и Северную Корею, и в том же 2014 году он поднялся на четвертое место после США, Еврозоны и Бразилии.
Впечатляющие показатели Китая вызваны сразу несколькими факторами: опережающим ростом экономики, повышением уровня жизни и включением в зону банковского обслуживания многих миллионов новых клиентов. Другими важными факторами стали стремительное развитие интернет-торговли и повсеместное использование мобильных телефонов. Авторы исследования ожидают, что по объему безналичных платежей Китай опередит Еврозону к 2021 году.
Среди платежных инструментов начиная с 2010 года наиболее динамично развивалось использование пластиковых карт. Причем основную долю рынка безналичных платежей (45%) занимали дебетовые карты. Они также показали наибольший прирост по числу проведенных транзакций — 12,8%. В денежном выражении объемы выросли на 6,6%. При этом основная доля платежей с помощью дебетовых карт по-прежнему приходится на Европу и Северную Америку.
Платежи с использованием кредитных карт в 2014 году росли медленнее, чем годом раньше, практически во всех основных регионах за исключением Латинской Америки и Европы. На протяжении 13 лет неуклонно снижалась доля персональных чеков. Так, например, в Великобритании в 2009–2015 годах использование чеков упало на 12,9%.
В 2015 году число безналичных платежей в мире показало еще более быстрый рост — на 10,1% и достигло 426 млрд. На развивающихся рынках Азии прирост составил 31,9%, в Центральной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке — 15,7%, на развитых рынках азиатского региона — 11,6%. Ускорение экономического роста в США, внедрение мер повышения безопасности платежей и стимулирование внедрения цифровых технологий оказались в числе основных факторов растущей динамики в 2015 году.
Рост на европейском рынке обеспечивался в первую очередь за счет наиболее мощных экономик — Великобритании, Германии и Франции, а также Швеции и Дании. В свою очередь, в Латинской Америке была зафиксирована отрицательная динамика. Это объясняется экономическими сложностями в Бразилии, Аргентине и Мексике.
Что касается такого красноречивого показателя, как количество безналичных транзакций на одного жителя, то здесь на первое место вернулись США, опередив Финляндию. Последняя пережила долговременный период снижения ВВП и роста безработицы, что не могло не сказаться на индустрии платежей.
Среднестатистический американец совершает 402 транзакции в год. Европейские страны делятся на две полярные группы. В одной ежегодно совершается 280 и больше безналичных платежей, в другой — меньше 220. Некоторые государства из первой группы декларируют цель полного отказа от наличности.
Мобильные платежи стали потенциальной альтернативой персональным чекам и наличности как для розничных, так и для корпоративных клиентов. Именно они будут драйвером ускоренного роста безналичных платежей. Однако внедрение мобильных устройств в корпоративном секторе, по заключению авторов доклада, пока происходит слишком медленно. Между тем, их применение обеспечивает универсальность, доступность, улучшенный контроль и снижение расходов. Кроме того, они служат дополнительным каналом для проведения транзакций, особенно на развивающихся рынках.
Пока использование мобильных устройств на корпоративном уровне ограничивается оповещениями, получением одобрения на проведение транзакций, дополнительной авторизацией, а также анализом данных. В использовании мобильных устройств для проведения платежей корпоративный сектор сильно уступает розничным клиентам. По мнению авторов исследования, это отставание сохранится в ближайшем будущем.
В докладе отмечается, что ускоренному росту популярности мобильных платежей у рядовых потребителей, в числе прочего, способствуют распространение интернет-кошельков и приход на этот рынок небанковских организаций.
Использование наличных денег для осуществления платежей сокращается на всех основных рынках. Однако доля наличности среди платежных инструментов по-прежнему очень высока. Больше того, как утверждают авторы исследования, в большинстве государств наблюдается рост объема наличных денег, находящихся в обращении, по отношению к ВВП. Исключение составляют лишь государства на севере Европы, и в первую очередь Швеция. В целом по европейским странам и в США указанная пропорция в 2014 году выросла на 4,4% и 3,9% соответственно. В Швеции она упала на 5,8%. Ожидается, что в ближайшем будущем наличность сохранит заметную роль даже на тех рынках, где бурно развиваются цифровые технологии.
Раздел, посвященный регулированию в сфере платежей, открывается констатацией, что оно остается крайне сложным и запутанным. «Банки и другие провайдеры платежей оперируют в крайне зарегулированной среде»,— говорится в докладе. В тексте приводится высказывание главы направления транзакций в одном из главных европейских банков. Регулирование, по словам этого банкира, вынуждает банки переоценивать транснациональные операции, поскольку постоянно повышает их стоимость.
Ситуация усугубляется тем, что регулирование постоянно обрастает новыми нормами. Часть из них, в том числе на развивающихся рынках, направлены на стимулирование роста конкуренции и внедрение инноваций. Однако если регулирование, призванное мешать отмыванию денег, отличается чрезвычайной детализацией, то нормы, касающиеся, к примеру, цифровых валют, не поддаются единой интерпретации. К тому же требования регуляторов сильно отличаются от страны к стране. Многие банки в результате вынуждены предпринимать начальные шаги по выработке универсального соответствия нормам регулирования. По словам старшего менеджера одного из европейских банков, такой подход охватывает все «направления бизнеса, технологию, юридические вопросы и обслуживание клиентов».
Банки используют новые технологи для снижения неэффективных расходов и соответствия требованиям регулятора. Некоторые финансовые учреждения прилагают усилия, чтобы повысить соответствие нормам регулирования и прозрачность операций, внося обновления в базы данных в режиме реального времени.
В числе основных инициатив, предложенных регуляторами в нынешнем году, в докладе, в частности, называются:
4-я директива ЕС по предотвращения отмывания денег (Anti-Money Laundering / Anti-Terrorism Financing 4th Directive);
правила по платежным обязательствам банков (Bank Payment Obligation), разработанные совместно SWIFT и банковской комиссией Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC);
закон о банковской тайне; руководство для предоплаченных продуктов, принятое федеральными регуляторами США;
нормы безопасности мобильных платежей в Европе (Mobile Payments Security in Europe), одобренные Европейским советом по платежам (European Payments Counsel, EPS);
регулирование в области виртуальных валют и распределенного регистра (его предлагают разработать регуляторы США, ЕС, Японии, Австралии).
Корпоративные клиенты ожидают от банков технологических новшеств в таких областях, как управление счетами, анализ данных, обнаружение и предотвращение случаев мошенничества. Корпорации, занятые в розничном бизнесе и в сегменте b2b, говорится в докладе, уже чувствуют отдачу от целого ряда цифровых решений. Однако банки должны лучше реагировать на ожидания корпоративного сектора и повышать свою «цифровую зрелость». Более открытые подходы позволят банковским учреждениям опережать конкурентов и увеличивать масштабы бизнеса в сфере платежей. Банкам также следует приоткрыть свои экосистемы для большей интеграции с инновационными возможностями финтеха, говорится в докладе Сapgemini и BNP Paribas.