09.06.2016
Источник:
Forbes Kazakhstan
Правительство намерено изменить концепцию Национального фонда. Однако он итак уже далеко не тот, каковым создавался изначально. Из «заначки» в пользу внуков он превратился в источник 40% средств для текущего бюджета.
Поглощенный бюджетом
На фоне громких внутриполитических событий совершенно незамеченным осталось рассмотрение в мажилисе отчета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год. Между тем, там шла речь о кардиальных изменениях финансового профиля страны.
Их суть в одной фразе обозначил министр финансов Бахыт Султанов: «В бюджете доля трансфертов из Нацфонда возросла до 40%. Это обеспечило контрцикличное влияние бюджета на экономику. В настоящее время разрабатывается новая концепция Национального фонда».
Здесь содержатся два ключевых посыла. Начнем с последнего.
Концепция Национального фонда, о которой сказал министр, будет изменена с принятием нового юридического документа. Но фактически эта концепция и так уже пересмотрена. Ведь изначально она заключалась в том, что бюджет у нас не нефтяной, все нефтяные доходы идут в Нацфонд, а откуда попадают в бюджет только в виде лимитированного гарантированного трансферта. И лишь изредка дополнительные деньги будут выделяться в виде целевых трансфертов. Основная же масса средств станет сберегаться для будущих поколений. Но со временем размер гарантированного трансферта стал непрерывно расти, а целевые трансферты из исключения превратились в правило, пока не дошло до того, что бюджет на 40% формируется из Нацфонда.
Тем самым ранее прочерченная граница между бюджетом и Нацфондом смыта, последний из долгосрочного сберегательно-инвестиционного инструмента стал способом текущего финансирования. От фонда будущих поколений произошло дрейфование к фонду нынешнего потребления. Причем в прямом смысле – ведь часть средств Нацфонда пошла на выдачу потребительских кредитов на покупку автомобилей.
Так что решение правительства поменять концепцию стало лишь запоздалой попыткой приспособления к уже изменившейся реальности.
Контрцикличные «розовые очки»
Какой будет содержательная сторона новой концепции? Изменения могут быть сделаны в двух направлениях: можно либо признать де-юре новый статус и разрешить больше тратить из Нацфонда на текущие бюджетные нужды, либо «закрутить гайки», жестко ограничив размеры трансфертов и случаи их выделения. Иными словами, или окончательно признать бюджет и Нацфонд сиамскими близнецами, или провести хирургическую операцию по их разделению.
И, судя по тому, что глава минфина отметил контрцикличную функцию вливаний из Нацфонда, пока правительство отлучать его от бюджета не намерено. Ведь потребность в контрцикличной политике в обозримом будущем остается. Другое дело – насколько такая политика полезна для экономики. До сих пор она рассматривалась исключительно как благотворная мера. Контрцикличные меры, то есть стимулирование роста экономики, вопреки условиям, в которых должен быть ее спад, означают сохранение деловой активности, инвестиций.
Но есть и обратная сторона. Контрцикличность искажает реальную экономическую картину. Учитывая долю трансфертов из Нацфонда, искажает очень сильно. Она создает иллюзию успешности ряда госпрограмм, например, по индустриализации. Многие бесперспективные предприятия получают второе финансовое дыхание, нежизнеспособные проекты продолжают оставаться на плаву, расточительные сферы теряют необходимость урезать расходы. И хорошо, если вскоре последует восстановление ценовой конъюнктуры. Если же нет, то «контрцикличный банкет» придется продлевать.
Кроме того, искажая реальную картину, контрцикличная политика сбивает ориентиры у бизнеса, запуская гонку за освоением средств, нивелируя ценность качества проектов. Принцип «кто не работает, тот ест» многим приходится по вкусу, и от него потом трудно избавиться.
Наконец, контрцикличность снижает ответственность власти, лишая ее стимулов к сокращению неэффективных расходов и поиску новых подходов к экономической политике: зачем, если можно все залить деньгами?