08.04.2025
Источник:
Казинформ
3 апреля страны ОПЕК+ договорились о повышении квот на добычу нефти, начиная с мая, в том числе для Казахстана. О том, что это значит для страны, рассказал эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов в беседе с корреспондентом агентства Kazinform.
По его словам, увеличение квоты — это реакция ОПЕК+ на ослабление дисциплины внутри самого альянса.
— Ряд стран, включая Ирак и Казахстан, систематически превышали установленные лимиты. Вместо наказаний было принято решение «узаконить» фактический уровень добычи, тем самым сохранить единство организации, — считает Аскар Исмаилов.
Эксперт отмечает, что так ОПЕК+ сигнализирует о возможном переходе к более гибкой системе регулирования.
— Повышение квот — это не просто ревизия цифр, это мягкий поворот в сторону рыночного подхода, где фиксируются стартовые позиции участников перед новой гонкой, — говорит Исмаилов.
Он подчеркнул, что ОПЕК+ оценивает не только дисциплину, но и потенциал страны. Несмотря на прежние нарушения, Казахстан всегда оставался в диалоге с ОПЕК+ и регулярно предоставлял планы компенсации. По мнению эксперта, это воспринимается как техническое отклонение, а не как «злостное неповиновение».
— Казахстан никогда не выходил из рамок конструктивности. В отличие от стран, игнорирующих соглашения, Казахстан официально признавал превышения, объяснял их объективными причинами и предлагал компенсировать отклонения в будущем. Также Казахстан демонстрирует рост и инвестиции, и ОПЕК+ предпочитает встроить этот рост в официальную квоту, чтобы не нарушался баланс в будущем. Иными словами, если страна все равно будет расти, пусть это будет под контролем, а не в обход, — считает эксперт.
Также, по его словам, Казахстан важен политически как надежный партнер и относительно нейтральный игрок. Поэтому повышение квоты — это дипломатический жест, укрепляющий позиции страны внутри альянса.
Для Казахстана это, безусловно, позитивный сигнал, подчеркивает Исмаилов.
— КТК-Р (российская часть) остается потенциальным рычагом давления на Казахстан. Если мы хотим извлечь максимум, нужно срочно развернуть усилия по развитию альтернативных экспортных маршрутов, будь то порт Актау, направление на Китай, или своповые сделки с Ираном. И конечно же, необходимо ускорить строительство четвертого НПЗ, иначе мы останемся экспортером сырья без добавленной стоимости, — заключил эксперт.
Напомним, страны ОПЕК+ решили повысить квоты на добычу нефти с мая 2025 г. на 411 тыс. барр./сутки. Это эквивалентно трем месячным увеличениям.
Квота в мае для Казахстана составит 1,4 млн баррелей в сутки, для России — 9 млн баррелей. У Саудовской Аравии — 9,2 млн баррелей, Ирака — 4 млн, ОАЭ — 3 млн, Кувейта — 2,4 млн, Алжира — 919 тыс. и Омана — 768 тыс.
Постепенное наращивание добычи может быть приостановлено или отменено в зависимости от изменений рыночной ситуации.