Справочник по раздражающим коллегам: какие они бывают и как с ними справиться

29.07.2024

Источник: RB

Полный каталог раздражающих коллег, вероятно, потянул бы на целый том, но мы расскажем о нескольких самых распространенных архетипах. Вот как распознать тех, кто с большой долей вероятности может встретиться в офисе, и что с ними делать.

Надеемся, вам нравится большинство людей, с которыми вы работаете. Но всегда есть кто-то, кто вызывает неприязнь, и со временем начинает откровенно раздражать. Некоторые из их неприятных качеств могут оказаться идиосинкразическими — нас они нервируют, а остальные не замечают и нормально ладят с этими работниками. Но есть такие, которые бесят всех.

Неистовый нарцисс

Вероятно, самый распространенный тип из всех раздражающих коллег. Нарциссы — это такие ребята, которые считают себя особенными. Они думают, что заслуживают того, чтобы к ним прислушивались, ставили во главу и считались с ними. Есть два подвида нарциссов — грандиозные и уязвимые.

У грандиозных нарциссов в дополнение к перечисленным характеристикам здоровая самооценка. В целом они довольно безобидны, однако постарайтесь не слишком спорить с ними.

Если вам что-то от них нужно, представьте это так, что идея исходит от них. Похвалите их работу. Сфокусируйтесь больше на том, что вы хотите получить от взаимодействия с ними, а не на хорошем времяпрепровождении. От нарцисса не дождаться признания или похвалы, но с ним все равно можно добиться поставленных целей.

Уязвимые нарциссы — это совсем другая история. У таких людей низкая самооценка, несмотря на то, что они считают себя особенными. Следовательно, они всегда пытаются повысить свою самооценку, покровительственно похлопывая по спине окружающих и прилагая все усилия, чтобы всегда считаться самой важной персоной в комнате.

От уязвимых нарциссов лучше держаться подальше. Когда они чувствуют угрозу, то впадают в нарциссическую ярость, что может быть очень неприятным.

Несмолкающий рассказчик

У него всегда есть наготове история, которой он готов поделиться. Это может быть рассказ о жизни, о том, что происходит в офисе или даже просто байка из интернета. Основная проблема таких людей в том, что у них есть что рассказать, но они плохие рассказчики. Они забывают начало и середину анекдота или даже хуже — его концовку.

Часто они настолько поглощены историей, что не замечают, сколько времени они ее рассказывают. Это безобидная ситуация, но все же довольно неприятная. В таких случаях можно вежливо прервать коллегу и напомнить, что нужно переключиться на что-то другое.

При этом некоторые из них просто пытаются подружиться с коллегами, а самый привычный для них способ — бесконечные разговоры. Чтобы такой собеседник не поймал вас за пуговицу наедине, пригласите его на обед в компании других коллег. Таким образом в беседе будет участвовать несколько человек, и обсуждение с меньшей вероятностью превратится в монолог.

Постоянно поучающий

Некоторым людям нужно чувствовать, что они знают всё лучше всех остальных (даже если то, что они якобы знают, напрямую находится в вашей области знаний). Эту привычку часто называют «менсплейнингом» (от англ. man — мужчина и explain — объяснять), потому что она более свойственна мужчинам. Однако главная характеристика поучающего — стремление объяснять что-то, даже когда это не нужно.

Такие коллеги раздражают, потому что дают информацию, в которой мы не нуждаемся, да еще и разговаривают при этом свысока. Иногда они еще любят поиграть в начальника. Объясняя что-то, они становятся в позицию учителя, тем самым опуская остальных на ступень ниже — в позицию ученика.

Поучающим давать обратную связь и показывать, что их борьба за власть не работает. Если такой коллега попытается преподать вам урок в вашей экспертной области, можно поставить на место «учителя», задав сложный вопрос. А потом, когда тот, вероятно, не найдет что сказать, ответить самостоятельно.

Порой они страдают синдромом самозванца и стремятся продемонстрировать свою полезность и важность. Это особенно касается молодых коллег. В этом случае постарайтесь переключить разговор на работу, которую нужно сделать. Дайте им шанс продемонстрировать свою значимость действиями, а не словами. После того как у них появляется больше уверенности в себе, они не будут так раздражать.

Пассивно-агрессивный

Такие люди боятся прямой конфронтации. Они приятны в личном общении, однако затем нарушают договоренности своими дальнейшими действиями (или бездействием). Это раздражает, потому что встречаясь с ними на совещании по предстоящему проекту, мы не знаем, можем ли мы на них положиться.

К счастью, есть довольно простой способ справиться с этим. Поскольку пассивно-агрессивные коллеги боятся прямой конфронтации, сразу расскажите и обсудите с ними ситуацию, если заметите, что они срывают проект. Четко сформулируйте свои ожидания, поговорите о том, что стало причиной проблемы.

Когда пассивно-агрессивные коллеги считают, что их поведение создаст конфронтацию, они часто предпочитают четко выполнять обязательства, чтобы лишний раз не получить негатив в свой адрес.

Однако этот подход сработает, только если заранее знать о возможных опасениях и возражениях таких коллег. Необходимо создать безопасную психологическую среду, чтобы они не боялись озвучить свои тревоги, а затем дать много положительной обратной связи (даже если мы не согласны).

Берет на себя слишком много

У таких людей так много энтузиазма, что это становится проблемой. Такие коллеги берут на себя проекты и новые обязанности — часто надеясь получить повышение, быть замеченными или построить империю.

В амбициях нет ничего плохого. Проблема возникает, когда люди преувеличивают свои возможности. Такие коллеги добровольно вызываются участвовать в проектах, но в конечном итоге приносят больше неприятностей, чем пользы.

Такие сотрудники особенно раздражают, когда равны с нами по должности, потому что у нас нет прямого рычага влияния на них. Для начала можно предоставить им больше обратной связи и рассказать, что необходимо больше учиться, вместо того чтобы просто брать ответственность.

Если такой разговор заводить неудобно, можно поговорить об этом с руководителем: вероятно, он подскажет, как уладить ситуацию. Возможно, он сможет поговорить напрямую либо с самим человеком, либо с его руководителем. Как минимум, это застрахует вас от того, чтобы выполнять работу чрезмерно инициативного коллеги.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю