03.11.2020
Источник:
Banker.kz
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) осуществляет мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры воздействия и административные взыскания. Так, за 9 месяцев т.г. в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, применено 253 рекомендательных мер надзорного реагирования, 5 письменных предписаний и 163 административных взысканий на общую сумму свыше 76,1 млн тенге.
За 9 месяцев 2020 года в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
66 рекомендательных мер надзорного реагирования;
3 письменных предписания;
67 административных взысканий.
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев допускались нарушения по:
• обслуживанию банковских займов;
• платежам и переводам денег;
• обслуживанию счетов клиентов;
• отсутствию в рекламе о банковских услугах номера лицензии банка и наименования органа, выдавшего лицензию.
По порядку обслуживания банковских займов основные нарушения касались:
• неуведомления заемщика о наступлении просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа;
• неуведомления заемщика о передаче права (требования) по договору банковского займа третьему лицу;
• нарушения срока предоставления сведений по займу, предусмотренных Правилами №136 и предоставления недостоверных сведений о размере задолженности по займам;
• установления ограничения в приеме платежей в счет погашения задолженности по займам;
• нарушения требований Порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам ;
• предоставления некорректных консультаций операторами "Call Center" банка;
• неосуществления списания задолженности по займу в рамках Указа ;
• передачи задолженности заемщика по договору банковского займа в коллекторское агентство на досудебное взыскание и урегулирование при наличии вступившего в законную силу решения суда.
По порядку осуществления платежей и переводов денег основные нарушения касались:
• нарушения срока, предусмотренного для возврата денег, перечисленных на закрытый клиентом банковский счет;
• исполнения платежного требования по взысканию задолженности по займу без обеспечения на текущем счете физического лица суммы денег не менее размера прожиточного минимума, установленного Законом о республиканском бюджете;
• взыскания неустойки, не являющейся просроченным основным долгом или вознаграждением по договору банковского займа, путем выставления платежного требования к счетам клиента;
• предъявления одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщика для взыскания просроченной задолженности по займу;
• выставления платежных требований к банковским счетам должника при взыскании задолженности в рамках исполнительного производства;
• исполнения указания по платежам в пользу бенефициара, отличного от проставленного в указании клиента;
• несоблюдения требований по заполнению кассовых документов на прием наличных денег от клиента;
• необеспечения работы камеры банкомата, позволяющей зафиксировать лицо держателя платежной карточки.
По порядку обслуживания счетов клиентов основные нарушения касались:
• несоблюдения порядка открытия/закрытия банковских счетов и непроведения работ по аннулированию индивидуального идентификационного кода;
• проведения расходных операций по счету клиента без предъявления третьими лицами документов на право распоряжения деньгами, находящимися на счете, от имени владельца счета;
• комиссии за ведение счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, выданного физическому лицу, которая содержалась во внутреннем документе банка, регламентирующем ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг;
• неправомерного ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете;
• невыполнения обязательства по возврату суммы вклада;
• непредоставления сведений по банковским счетам банкротному управляющему;
• несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского счета.
За 9 месяцев 2020 года общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 36,7 млн тенге.
Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
• нарушение сроков исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом о платежах ;
• необоснованный отказ в исполнении указания по платежу и (или) переводу денег при отсутствии оснований для отказа в исполнении указания, определенных Законом о платежах (согласно нормам законодательства, при рассмотрении вопроса исполнения указаний по платежу и (или) переводу денег в случае повторного представления платежных поручений, которые ранее не были исполнены (с идентичной суммой, в том числе дробленные на несколько платежных поручений), неисполнения платежных документов принимаются как одно правонарушение);
• невыполнение обязанности по указанию годовой эффективной ставки вознаграждения при распространении информации о величинах вознаграждения по займам при ее публикации;
• несвоевременное представление информации в кредитное бюро и представление недостоверных сведений в отношении субъектов кредитных историй;
• предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитные бюро без его согласия;
• получение кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории.