09.04.2015
Источник:
Forbes Kazakhstan
Заявления Fitch Ratings и Bank of America Merrill Lynch о неотвратимости обесценивания тенге прокомментировал экономист, глава BRB Invest Галим Хусаинов.
В среду, 8 апреля, основные мировые издания написали о том, что Казахстану требуется проведение девальвации в обозримом будущем на величину от 20% до 45%, мотивируя это снижением цен на нефть и значительным ослаблением рубля. Хотел бы высказать по этому поводу свои небольшие комментарии.
Начнем с первого аргумента. Снижение цен на нефть на мировых рынках действительно значительно сказывается на бюджете страны. И одним из способов увеличения поступлений в бюджет является обесценение валюты, что приведет к росту доходной части в номинальном выражении. Однако такой рост будет кратковременным, при этом надо учесть еще несколько факторов. К примеру, то, что госбюджет Казахстана (с учетом поступлений в Национальный фонд) всегда был профецитным. К тому же у Казахстана очень низкая долговая нагрузка, и есть возможность привлечения заемного финансирования на уровне государства. Ну, и главный аргумент – Национальный фонд создавался в хорошие времена именно для таких сложных периодов, и сейчас самое время воспользоваться нефтяными накоплениями.
Теперь – о ситуации с рублем. Российский рубль, в отличие от казахстанского тенге, более либеральная валюта. После паники и всевозможных спекуляций на рынке мы наблюдаем укрепление рубля даже на фоне низких цен на нефть. Сейчас рубль стоит уже в районе 54-55 за доллар США. Думаю, эта отметка плюс минус 2-3 рубля является равновесным курсом при нынешних ценах на нефть.
За год российский рубль подешевел по отношению к тенге на 47%. Теперь давайте посмотрим, что у нас с инфляцией. Инфляция в России, по официальной статистике, в период с марта 2014 по март 2015 составила 16,9%, в том числе по продовольственным товарам 23%. В Казахстане за этот же период инфляция составила 5,2%, в том числе по продовольственным товарам - 6,2%.
Таким образом, из 47%, на которые обесценилась российская валюта по отношению к казахстанской, 11,5% уже компенсировалось за счет инфляции. Инфляция в России будет ускоряться, потому что запасы импортных товаров подходят к концу, и государство не сможет административно сдерживать цены. В результате к концу года мы увидим разницу в росте цен в Казахстане и России на уровне 12-15%. А это значит, что к концу 2015 компенсируется 25-30% девальвации российского рубля. Остается еще 17%. При проведении плавного обесценивания тенге в пределах 6-7% за этот год можно было бы отыграть еще 7%. Итого, разница в курсах составила бы 10%. Эта разница полностью нивелировалось бы в 2016 за счет дальнейшего плавного снижения тенге и разницы в инфляциях.
Поэтому предлагать на сегодня проведение девальвации в тенге, да еще и после выборов - это от лукавого, и больше похоже на некое лобби, чем на реальную оценку ситуации.
Галим Хусаинов, директор ТОО "BRB Invest"