07.12.2021
Источник:
Личный счет
По словам аналитиков, декабрьское ослабление наблюдается не первый год.
Тенге в долгосрочной перспективе продолжит слабеть. Таким прогнозом поделились опрошенные аналитики, передает LS.
Гендиректор AERC Галымжан Айтказин (телеграм-канал Tengenomika) отметил, что решение Нацбанка провести интервенции было принято для недопущения спекулятивных настроений и дестабилизирующих скачков обменного курса. Этому предшествовали негативные внешние факторы – падение цен на нефть, усиление спроса на валюту.
"Наложение данных факторов привело к вмешательству Нацбанка на валютные торги. Что же касается будущих интервенций, то, по моему мнению, все будет зависеть от ситуации на рынках. Стоит обратить внимание на то, что Нацбанк впервые сообщил о том, что значительная часть торгов была проведена онлайн через системы финорганизаций. Возможно, онлайн-участие в будущем станет альтернативой традиционным обменникам", – считает Айтказин.
В свою очередь экономист Александр Юрин заметил, что, говоря об интервенциях, Нацбанк не раскрывает, что вкладывает в это понятие.
"Очевидно, что под "интервенциями" понимается только малая часть операций регулятора на валютном рынке. К примеру, активы Нацфонда снизились с $58,7 млрд в начале 2021 года до отметки ниже $55,1 млрд в конце октября. Более того, судя по информации, размещенной на сайте регулятора, объем трансфертов из Нацфонда в январе-октябре составил $3,8 млрд. При этом объем продажи валютных активов фонда превысил $8,1 млрд. Здесь не нужно быть математическим гением, чтобы понять: львиная доля спроса на валютном рынке удовлетворяется за счет активов Нацфонда, который Нацбанк не включает в состав того, что он понимает под "интервенциями", – пояснил он.
Экономист добавил, что интервенции, о которых сообщила зампредседателя Нацбанка Алия Молдабекова, представляют собой резкое изменение нетто-объема продажи иностранной валюты из золотовалютных резервов. Это было обусловлено резким ростом спроса на бирже на фоне падения нефтяных котировок.
"Такую ситуацию стоит воспринимать как эпизодическое явление, которое никак не повлияет на масштабы присутствия Нацбанка на валютном рынке в долгосрочной перспективе", – считает он.
Что касается курса тенге, то, по словам Юрина, так называемое "декабрьское" ослабление нацвалюты (до 436 за $1) наблюдается не первый год и обусловлено особенностями казахстанского бюджетного процесса.
"Однако в текущем году свой вклад в этот процесс внес также общий тренд на ослабление валют развивающихся стран. Кроме того, нужно понимать, что в силу объективных структурных факторов тенге в долгосрочной перспективе будет только слабеть, что тем не менее не отменяет возможности кратковременных эпизодов укрепления курса", – резюмировал он.
Отметим, что по итогам торгов на Казахстанской фондовой бирже 6 декабря доллар продавался по 435,87 тенге. За месяц нацвалюта ослабла на 6,11 единицы.