12.03.2025
Источник:
Forbes Kazakhstan
Как новые налоговые реформы скажутся на доступности кредитов для бизнеса и инвестициях в страну
В Казахстане разгорается дискуссия вокруг возможного повышения ставки корпоративного подоходного налога (КПН) для банков. Первоначально рассматривалось её увеличение с 20% до 25%. Но в январе отдельные депутаты Мажилиса предложили поднять ставку вообще до 30%, что вызвало некоторое недоумение со стороны не только участников рынка, но и независимых финансовых экспертов.
При этом еще в июне 2024 года, глава Национального банка РК Тимур Сулейменов утверждал, что выделять БВУ и «наказывать» их более высокой ставкой налога относительно других отраслей неправильно, тем более приравнивать к игорным заведениям и букмекерским конторам.
Напомним, что президент страны Касым-Жомарт Токаев неоднократно поднимал тему «сверхдоходности» банковского сектора и его «справедливого» налогообложения. В то же время он признавал, что высокая прибыль банков за последние годы в значительной степени обусловлена действующей денежно-кредитной политикой, в частности высокой базовой ставкой.
Действительно, последние несколько лет банковский сектор демонстрировал хорошие финансовые результаты. Так, за 2024 год, согласно официальной статистики, чистая прибыль банков приблизилась к 2,6 трлн тенге. Для сравнения, за 2023 год данный показатель составил 2,2 трлн тенге, за 2022-й — 1,5 трлн тенге.
Вместе с тем, доля банков в поступлениях КПН в республиканский бюджет тоже выросла с 8,3% в 2023 году до 12,4% в 2024 году, что в абсолютных цифрах составляет 451,4 млрд тенге против 324,3 млрд тенге годом ранее. Рост прибыли банковского сектора сопровождался и увеличением уровня его капитализации на 29,6%, что положительно сказалось на его финансовой устойчивости и оценках международных рейтинговых агентств.
Много зарабатывать — это плохо?
По мнению председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой, в краткосрочной перспективе финансовая устойчивость банков существенно не пострадает из-за повышения КПН. «Но есть другой вопрос, что за предложением повышенной ставки подоходного налога должны стоять обоснованные аргументы о неоправданно высокой рентабельности или недостаточном вкладе в экономику страны. В случае с банковским сектором это не так», — подчеркивает она.
Такую позицию Бахмутова обосновывает тем, что рентабельность активов сектора составляет 4%, а капитала — 29%, и находится в диапазоне средних показателей рентабельности большинства отраслей услуг.
«Кроме того, вместе с прибылью сектора рос и объем КПН банков. К примеру, в соответствии со сводной отчетностью банков, публикуемой Нацбанком РК, за 2024 год КПН составил 451 млрд тенге, увеличившись с 2023 года на 39,2%. Ежегодный прирост за последние три года составляет 32%, а доля банковского сектора в уплате корпоративного подоходного налога в Казахстане в 2024 году выросла с 8,3% до 12,4%», — приводит данные глава АФК.
Еще одна особенность нового Налогового кодекса — планируемое введение разных ставок подоходного налога по разным операциям банков для стимулирования кредитования и дестимулирования инвестиций в ценные бумаги и другие инструменты.
Здесь стоит отметить, что на банки приходится всего 30% от общего объема государственных ценных бумаг. При этом ГЦБ в подавляющем большинстве состоят из облигаций Минфина, которые, в свою очередь, тратятся на инфраструктурные проекты.
«Вопреки мнению о том, что банки инвестируют в государственные ценные бумаги для получения сверхдоходов, статистика за последние три года показывает, что средневзвешенный размер вознаграждения, которое выплачивают банки по депозитам физических и юридических лиц, сопоставим с эффективной доходностью государственных ценных бумаг», — констатирует Бахмутова.
В свою очередь, изменение ставки КПН окажет влияние и на кредитование, ведь в соответствии с нормативными требованиями при росте кредитного портфеля банки должны резервировать капитал, замечает она.
«Как уже обсуждалось, рентабельность капитала банков в 2024 году составила 29%. За этот же период кредитный портфель банков вырос на 20%. Так как кредитный портфель составляет около 60% от активов, только для сохранения этого темпа роста банкам необходимо резервировать прибыль в размере 17,4% из полученных 29%. То есть достаточность капитала банков при расширении кредитования требует прироста за счет полученной прибыли, которую планируется более активно изымать через налогообложение», — обращает внимание председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана.
Тем временем она надеется, что в налоговом кодексе будут учтены особенности сектора и его роль в развитии других отраслей, в том числе через кредитование.
«Сохранение равного отношения к финансовому сектору и налоговая стабильность будет иметь больший эффект для пополнения бюджета нежели введение повышенной дифференцированной ставки КПН для одного и того же субъекта», — уверена председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана.
Банки как всегда крайние?
Независимый финансист Аскар Елемесов также сомневается в целесообразности повышения КПН для банков. По его словам, введение более высокой ставки подоходного налога в целом для какой-то одной отрасли экономики или нескольких отраслей без особых объяснений выглядит как разовая акция с чисто фискальной целью — пополнить бюджет. Если использовать разные ставки КПН еще и как меру регулирования и развития экономики, то и населению, и банкирам, и представителям других отраслей необходимо четко понимать логику изменений, считает финансист.
«Пока единственным аргументом, который напрашивается в данный момент, это высокий уровень прибыльности того или иного вида бизнеса. Действительно, в этом смысле рентабельность капитала банков Казахстана (Return on Equity) уже ряд лет находится на уровне 30%. Также по сравнению с большинством отраслей экономики РК банки более прибыльны. Но тогда с точки зрения логики было бы желательно, во-первых, понять, какие еще отрасли экономики «аномально прибыльны», а во-вторых, какие из них будут обложены КПН по повышенной ставке», — комментирует Елемесов.
По его словам, визуально выглядит, что значительная часть банковской прибыли получена от кредитования населения (43% от совокупного ссудного портфеля), при том, что кредиты бизнесу (39%) играют меньшую роль.
«Действительно, с этим есть проблемы, но стимулировать кредитование реального сектора экономики только через дифференцированные ставки КПН как мера воздействия, на мой взгляд, имеет достаточно сомнительную эффективность», — утверждает финансист.
Намного полезнее, по его мнению, было бы заниматься дерегулированием экономики, а также наведением порядка в сборе налогов, особенно в сфере таможенных платежей, полагает он. Чтобы увеличить эффективность расходования бюджета достаточно почитать и отчеты Высшей аудиторской палаты, добавляет Елемесов. Последнее заставляет задаться вопросом, куда уйдут эти дополнительно собранные средства.
Пострадают все?
Другой финансист — Расул Рысмамбетов опасается, что повышение налоговой нагрузки на банки может привести к негативным последствиям не только для самой отрасли, но и для всей экономики.
«Пусть банковская сфера у нас не идеальна, так как долгое время была сильно политизирована, однако опасно выплескивать с водой и ребенка, то есть подорвать общественное благо, которое создают банки своими услугами. Понятное дело, что резкое ослабление казахстанских банков звучит как попытка сначала подорвать их и потом выкупить — теми же иностранными игроками», — отмечает он.
Рысмамбетов аргументирует свою позицию тем, что банки — это основа финансовой системы, а их прибыльность напрямую влияет на доступность кредитов для бизнеса и населения. При повышении же налогов они, вероятно, будут компенсировать издержки за счет увеличения процентных ставок по кредитам. «В конечном итоге это осложнит доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса, даже при наличии программ субсидирования», — уточняет финансист.
В то же время высокая налоговая ставка на прибыль сделает банковский бизнес менее привлекательным для частных и международных инвесторов, рассуждает Рысмамбетов. По крайней мере, международный опыт показывает, что жесткое налогообложение банков заставляет инвесторов искать альтернативные рынки. Например, во Франции после увеличения налоговой нагрузки на банки часть капитала ушла в соседние страны с более мягкими условиями, поясняет он.
«Если же банки начнут сворачивать свою деятельность на рынке, это поставит перед многими бизнесменами и депозиторам вопрос — где хранить деньги, что обязательно приведет к увеличению теневого сектора экономики и люди «уйдут под матрац». Разумеется, это будет на руку иностранным банкам, которые придут после и уже на готового клиента и рынок», — говорит Рысмамбетов.
Как вариант, вместо повышения налогов на прибыль БВУ он предлагает задуматься над другими альтернативами, как, например, стимулирование кредитования бизнеса через налоговые льготы для банков, активно финансирующих реальный сектор экономики.
«Также можно попробовать изменить регулирование пассивов, в данном случае — обдумать облегчение резервирования, что, впрочем, придется обсуждать с регулятором и обсуждать прогнозы для рынка», — резюмирует финансист.
На данный момент вопрос о повышении КПН для банков остается открытым. С одной стороны, власти стремятся пополнить казну и обеспечить повышенное налогообложение сектора, который за последние годы демонстрировал высокую прибыль. С другой стороны, эксперты предупреждают, что повышение налоговой нагрузки может привести к негативным последствиям: сокращению кредитования, росту процентных ставок, снижению инвестиционной привлекательности банковской системы и многим другим проблемам.
Но очевидно одно: изменения в налоговой политике должны быть тщательно продуманы, чтобы не нанести вред экономике страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.