Полицейские СКО напомнили о новых обязанностях банков в отношении жертв интернет-мошенников

15.10.2024

Источник: Ratel

Среди них – приостановление взыскания задолженности и начисления неустойки

Об этом на очередном брифинге, посвященном борьбе с интернет- мошенничеством, рассказали полицейские Северо-Казахстанской области. Они напомнили, что одним из наиболее распространенным способов обмана жителей региона остаются звонки от лжесотрудников банка. Как правило, жертва оформляет на свое имя онлайн-кредит и в дальнейшем переводит денежные средства мошенникам.

- Между тем в Закон РК "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" внесены поправки, - сообщил старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления криминальной полиции ДП СКО Виталий ПОДЧЕРНИН. – Они предусматривают обязанность банка с момента обнаружения неправомерного доступа к информации, составляющей банковскую тайну, ее неправомерного изменения, осуществления неправомерных действий со стороны третьих лиц либо иных незаконных действий с банковскими займами физических лиц, в течение двух рабочих дней принимать меры для устранения причин и последствий таких действий. Также в течение одного рабочего дня банк должен информировать об этом клиента и Агентство. Новшество введено в действие с 20 августа 2024 года.

Кроме того, как сообщили полицейские на брифинге, согласно поправкам в закон, после того, как правоохранительные органы вынесли постановление о признании заемщика потерпевшим, банк должен в срок не позднее трех дней приостановить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу, а также начисление вознаграждения и неустойки по такому банковскому займу клиента. Основанием могут служить не только постановления о признании потерпевшим, но представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения.

Еще одно новшество: банк в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу судебного акта (в котором установлен факт оформления банковского займа мошенническим способом без участия клиента), должен принять решение о списании задолженности клиента по банковскому займу, а также меры по возврату клиенту ранее удержанных сумм по такому банковскому займу.

Однако не все банки в СКО пока соблюдают требования закона. Так, 55-летний житель Петропавловска обратился в полицию, заявив, что мошенники оформили на него кредит в полтора млн тенге. По факту мошенничества было возбуждено уголовное дело. Признанный потерпевшим горожанин принес в банк заявление о приостановлении взыскания кредита, оформленного мошенническим путем.

Однако ему отказали, и тогда мужчина обратился в суд. Пояснив, что сейчас он оспаривает кредит в гражданском суде, горожанин потребовал признать незаконным бездействие частного судебного исполнителя и отказ в приостановлении исполнительного производства. Но и здесь ничего не вышло. Правда, отказавший в иске суд все же не мог не заметить нарушения банком норм закона.

"Суд указал на допущенное банком грубое нарушение п.15 ст.34 Закона "О банках и банковской деятельности", - прокомментировали в пресс-службе областного суда СКО. – По Закону, на основании вынесенного правоохранительными органами представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения, либо постановления о признании заемщика – физического лица потерпевшим, банк не позднее 3-х календарных дней приостанавливает взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по такому банковскому займу клиента или приостанавливает начисление вознаграждения и неустойки. Несмотря на это, банк отказал в приостановлении взыскания задолженности в отношении истца, что является грубым нарушением требования п.15 ст.34 Закона".

В адрес Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка направлено частное определение с целью принятия мер в отношении ответственных сотрудников банка и недопущения впредь подобных нарушений банками. Частное определение в законную силу не вступило.

- Если вам звонят из банка, представляются менеджером или сотрудником службы безопасности и сообщают, что по вашей карте производится перевод денежных средств в другой город, страну и предлагают перевести денежные средства на застрахованный счет, необходимо прекратить разговор, - посоветовал Подчернин. – Нужно незамедлительно перезвонить на горячую линию своего банка и сообщить о данной ситуации. Ни один сотрудник банка не будет звонить клиентам и интересоваться конфиденциальными данными. Сведения о счетах, номер карты и контрольные цифры на обороте карты - это данные, которые защищены банковской тайной. Если вы сообщите данную информацию третьим лицам, а также смс с кодом пришедшим на телефон денежные средства незамедлительно будут сняты с банковской карты. Важно понимать, что в этой схеме мошенники используют элемент неожиданности, в ходе разговора используют банковские термины, разговор заранее продуман и спланирован. Чтобы проверить законность сообщения от имени банка, позвоните в банк по официальному номеру телефона.

Полицейские также советуют не отвечать на подозрительные электронные письма или текстовые сообщения, ну, и конечно, подключить в мобильном приложении EGOV Mobile, а также на сайте EGOV услугу "Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов".

Как ранее сообщали в ДП СКО, таким способом себя решили защитить уже около 27% жителей области. Только вот на остановить рост числа обманутых граждан это не помогло. С начала года в регионе зарегистрировано 513 случаев интернет-мошенничества. А это на 16% больше, чем в прошлом году.

Сценарии обмана становятся все более изощренными, способы завладения деньгами честных граждан - более разнообразными.

Это, например, фишинг – получение конфиденциальной информации путем отправки поддельных сообщений от имени известных компаний, создание фейковых интернет-магазинов или продажа товаров, которых на самом деле не существует, это взлом аккаунтов с помощью уязвимостей в программном обеспечении или слабых паролей.

Распространение получает способ обмана под названием квишинг.

– Это один из видов мошенничества, связанный с использованием поддельных QR-кодов, - пояснил спикер. - Суть квишинга заключается в том, что злоумышленники размещают фальшивые QR-коды, которые направляют пользователей на поддельные веб-сайты или запускают вредоносные программы на устройстве. На сегодня в СКО подобных фактов не зарегистрировано, но хотелось бы предупредить население быть внимательнее при использовании возможностей мобильных устройств. Мошенники могут размещать такие QR-коды в публичных местах, например, на афишах, в кафе, или заменять настоящие коды в приложениях. После сканирования поддельного кода пользователь может попасть на сайт, где его попросят ввести личные данные, или автоматически загрузить вирус.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю