28.11.2024
Источник:
Forbes Kazakhstan
Всего в 2024 году объём прямых трансфертов из Нацфонда составит 5,6 трлн тенге, а общее изъятие средств превысит 6 трлн тенге
27 ноября Мажилис принял законодательные поправки в закон «О республиканском бюджете на 2024–2026 годы». Они, как уточняют в пресс-службе палаты, разработаны в связи с изменением параметров республиканского бюджета.
«Уточнённый прогноз доходов республиканского бюджета на 2024 год без поступления трансфертов определён в сумме 14,1 трлн тенге, что на 2 трлн тенге меньше утверждённого прогнозного плана. В частности, прогнозируется уменьшение по налоговым поступлениям на 3 трлн тенге, при этом по неналоговым поступлениям ожидается рост на 1 трлн тенге, поступления от продажи основного капитала увеличатся на 3,3 млрд тенге. В результате целевой трансферт из Национального фонда планируется увеличить на 2 трлн тенге с объёмом изъятия 3,6 трлн тенге», — сообщили в Мажилисе.
Эти средства, как уточняют в пресс-службе нижней палаты, будут направлены «на поддержание уровня регионального роста и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов в условиях рисков снижения темпов роста ВВП».
— Поступления на 2024 год прогнозируются на уровне 20,4 трлн тенге. Доходы без учета трансфертов на 2024 год составят 14,1 трлн тенге. Дефицит бюджета в 2024 году прогнозируется на уровне 3,7 трлн тенге, или 2,7% к ВВП. Расходы бюджета составят 24,1 трлн тенге. Данные объемы соответствуют бюджетным правилам по гарантированному трансферту, темпу роста расходов и дефициту бюджета, — подсчитал глава Минфина Мади Такиев.
Председатель Национального банка Тимур Сулейменов отметил, что всего в 2024 году объём прямых трансфертов из Нацфонда составит 5,6 трлн тенге, а общее изъятие средств превысит 6 трлн тенге. В итоге баланс поступлений и изъятий средств Нацфонда остаётся отрицательным — изъятия превышают поступления.
Спикер Мажилиса Ерлан Кошанов раскритиковал постоянные корректировки республиканского бюджета со стороны правительства. По его словам, при формировании бюджета не всегда делается правильный прогноз, особенно по доходной части. План социально-экономического развития не совпадает с реальными возможностями экономики.
— В результате мы планируем бюджетные расходы, оторванные от фактической экономической ситуации в стране. Госорганы ежегодно при рассмотрении бюджета заверяют нас, что государственная казна сбалансирована. А в конце года доходов становится недостаточно, и мы обращаемся к средствам Национального фонда. И в этот раз правительство убедило нас, что целевой трансферт необходим для финансовой стабильности страны. То есть республиканский бюджет без Национального фонда не складывается. Надо отметить, что это недостаточно продуманный, непрофессиональный подход. Об этом сегодня в своих выступлениях упомянули и депутаты. Правительство докладывает «красивыми» цифрами о росте ВВП, о положительной экономической динамике. По факту мы этого не видим, — высказался Кошанов.
Он также обратил внимание на частые корректировки бюджета.
— Даже без учета сегодняшнего уточнения бюджета, вы уже провели 10 корректировок. Безусловно, корректировка — это важный инструмент управления государственными финансами. Однако постоянные корректировки расхолаживают прежде всего самих администраторов программ. Потому как понимание, что бюджет можно изменить в течение года, снижает качество планирования расходов. К тому же ни для кого не секрет, что зачастую оптимизация расходов через корректировку позволяет администраторам программ создать по итогам года благоприятную картину по освоению выделенных средств. В итоге все это негативно влияет на долгосрочное планирование и снижает прогнозируемость экономической политики. Поэтому прибегать к корректировкам надо максимально сбалансированно, во избежание негативных последствий для экономики, — уверен Кошанов.
В итоге спикер палаты предложил кардинально пересмотреть подходы не только в бюджетно-фискальной политике, но и в целом в экономической политике страны.