08.06.2016
Источник:
LS-Финансовое агентство
Казахстанские бизнесмены не устают заявлять о потребности в дешевых и длинных деньгах. Корреспондент LS побывал на павлодарском заводе "Каустик"по химическому производству. В настоящее время руководство предприятия находится в поисках финансирования для строительства второй очереди завода.
Фактически предприятие было создано 14 лет назад, однако непосредственно производственный процесс запущен в 2010 году. В 2008 году "Каустик" получил заем от Банка развития Казахстана на $67 млн под 12% на 19 лет. Глава компании напомнил, что банк в минувшем году провел реструктуризацию своего портфеля и валютный заем, выданный восемь лет назад "Каустику", был переконвертирован в тенговый.
"С момента получения кредита БРК сделал нам семь реструктуризации. Каждый раз мы с ними плотно работали, доказывали, обосновывали, предоставляли расчеты. И БРК шел навстречу, пересматривали условия, так как понимали, что меняется время, рынок, цены, везде кризисы. Дошли до того, что БРК отконвертировал основной долг по курсу 188,4 тенге за доллар. Это нам очень помогло, так как наши все контракты в тенге", - признался председатель правления компании Ерлан Орымбеков.
Бизнесмен отметил, что реструктуризация долга очень помогла предприятию, так как все контракты заключены в тенге.
"И даже если бы мы продавали продукцию, то не смогли бы обслуживать кредит в долларах, так как у нас не хватало бы средств, в том числе на зарплату, выплату налогов, выполнение социальных обязательств", - считает Орымбеков.
Производитель признал, что предприятие закредитовано и вся прибыль уходит на оплату долгов. Поэтому рассчитывать на финансовую поддержку от банков второго уровня не приходится. При этом планы у компании оптимистичные - ведутся переговоры по началу строительства второй очереди завода.
"Единственный вопрос - нам надо организовать хлорпотребляющее производство, так как хлор так просто не утилизируешь. Если мы пойдем просить деньги для второй очереди, естественно, мы пойдем в тот же банк, потому что они знаю нашу историю. И там деньги дешевые", - заметил он.
Но Орымбеков сомневается, что предприятие потянет даже льготные условия банка. Поэтому надеется на более дешевое кредитование от института развития и параллельно рассматривает возможность сотрудничества с Китаем.
"Мы смотрим в сторону Китая. Там тоже много таких заводов. Есть несколько вариантов: и совместное предприятие, и поставка оборудования. Но для этого нужно, чтобы предприятие могло взять кредит, потому что бесплатно никто не дает оборудования. Главное, чтобы БРК рассмотрел и у нас было более дешевое кредитование", - уточняет руководитель.
Ерлан Орымбеков добавил, что неотконвертированной осталась небольшая часть займа в $10 млн. По его словам этот остаток утяжеляет финансовое состояние и после решения данного вопроса можно будет перейти к рассмотрению возможности строительства второй очереди завода.
"По срокам тоже точно не могу сказать, года два-три понадобится. Это минимум нужно $30-40 млн. Были бы деньги, мы готовы строить. Хотелось бы, чтобы банки второго уровня поддерживали лучшими условиями кредитования. Необходимы дешевые деньги, чтобы развивать химическую отрасль", - подчеркнул он.
Производственная мощность завода - 30 тыс. тонн в год каустической соды, 26 тыс. тонн хлора, 45 тыс. тонн соляной кислоты. Внутренние потребности по каустической соде удовлетворяются предприятием на 90%, по соляной кислоте и по хлору на 100%. Дефицит по каустической соде восполняется поставками из России.
Четыре года назад завод вышел на полную мощность.
"У нас есть планы развивать дальнейшие продукты с добавленной стоимостью. Мы сегодня добавили к своей линейке ингибированную соляную кислоту. Кроме того, от нас отпочковалась новая компания ТОО "Белизна". Если раньше этот отбеливатель в магазинах продавался и был российского производства, то сейчас это наша продукция, made in Kazakhstan", - перечислил глава компании.
Порядка 15% продукции поставляется в Россию. Так, с российским производителем бумаги на 2016 заключен контракт на поставку продукции на 1 млрд тенге. Треть договора уже выполнена.
"Мы не останавливаемся, продолжаем осваивать рынок. Чтобы зайти на экспорт нам приходится ставить цены ниже рыночных. И в Казахстане нам тоже приходится ставить цены ниже. Предприятия сейчас предпочитают казахстанскую продукцию для казсодержания. Это поддержка наших предприятий, потому что если они будут покупать соду в России, мы закроемся", - признается Орымбеков.
Он подчеркнул, что даже в самые сложные годы предприятие старалось сохранить рабочие места и выплачивать вовремя зарплаты.
"У нас сейчас работает 500 человек, а с учетом семей - как минимум полторы-две тысячи человек. В 2014-2015 годы мы никого не сокращали, не увольняли, не отправляли в отпуск без содержания. Даже в период падения рубля, когда к нам зашли импортеры, мы выдержали конкуренцию и выплачивали зарплату", - заверил Орымбеков.