10.09.2024
Источник:
Forbes Kazakhstan
Он одновременно адаптируется к регуляторным изменениям и ищет пути для нового роста
С начала 2024 года самые интересные события на страховом рынке РК разворачиваются в секторе моторного страхования. С января изменилась методика расчета тарифов на самый массовый вид — обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС). Если ранее тарифы менялись законодательным путем, то с этого года их пересмотр становится гибким — тарифы пересматриваются нормативными документами регулятора ежегодно в зависимости от убыточности конкретного региона, с применением поправочных коэффициентов. Логика здесь в том, что в мегаполисах ездят более дорогие автомобили, чем в провинции. Поэтому стоимость ремонта машин выше. В итоге в среднем по ОГПО ВТС убыточность доходила до 100 %.
С этого года регулятор приступил к таргетированию убыточности — стал задавать величину, к которой должны стремиться СК. Таргет убыточности стал основой для расчета региональных тарифов за счет поправочных коэффициентов. По ряду регионов коэффициенты были снижены, что негативно сказалось на размере собираемых премий. За пять месяцев 2023 года по ОГПО ВТС рынок собрал 48,3 млрд тенге, за аналогичный период 2024 года — 44,6 млрд тенге. Конечно, рынок постепенно адаптируется к изменениям. В начале 2024-го падение достигало 25 %, к началу июля темпы сократились до 10 %.
Тем не менее новая тарифная стратегия регулятора перекроила ландшафт ОГПО ВТС. Впервые за пять лет в обязательном автостраховании сменился лидер. По итогам пяти месяцев 2024 года СК «Евразия» ушла на третье место по сбору премий (8 млрд тенге), уступив пьедестал СК «Номад Иншуранс» (8,4 млрд тенге), а второй стала СК Jusan Garant (8,3 млрд тенге). Можно также отметить, что впервые за год портфель лидера по ОГПО ВТС оказался меньше 10 млрд тенге. К началу июля 2023-го прежний лидер СК «Евразия» обладала портфелем в 14,8 млрд тенге. Статистика показывает, что ряд СК вообще снизили активность по ОГПО ВТС. Причиной является резкий рост убыточности по данному виду.
Помимо новых тарифов эксперты называют прошлогоднюю легализацию иностранных транспортных средств еще одним фактором снижения собираемых объемов. Завезенные, но не растаможенные авто в конечном итоге были поставлены на учет в Казахстане. Это изменило статус их страхования с приграничного на региональный, с понижением тарифа страхования.
Другим важным нововведением в моторном страховании стало внедрение с января 2024-го механизма Европротокола. Он позволяет урегулировать ДТП с мелкими повреждениями без участия дорожной полиции. Европротокол уже оказал влияние на страховые выплаты. В сравнении с периодом январь — май 2023 года они в январе — мае 2024-го увеличились на 6,8 млрд тенге, до 32,8 млрд тенге, что связано в том числе с ростом стоимости ремонта автомобиля. На растущую динамику выплат значительно повлияла активность клиентов СК. Количество заявленных претензий и страховых выплат за период май к маю существенно выросло. Число претензий увеличилось с 50,5 тыс. до 64 тыс., число выплат — с 46,7 тыс. до 59,2 тыс. соответственно. Европротокол ускорил страховую выплату клиентам, разгрузив административный суд в отношении рассмотрения спорных дел. Эксперты говорят о снижении на 32 % нагрузки на суды в рамках урегулирования ДТП и отмечают в качестве положительного момента также снижение нагрузки на дорожный трафик, когда из-за мелких ДТП на дороге образовывались пробки. С учетом того, что страховой рынок в целом движется в сторону полного онлайн-урегулирования убытков и начинает именно с ОГПО ВТС, Европротокол стал важным шагом в этом направлении.
Между тем обязательное автострахование ждут новые правила. Регулятор намерен поднять лимит выплат по ущербу в ДТП как в формате Европротокола, так и по ОГПО ВТС. Регулятор считает, что страховой сектор по-прежнему больше собирает премий, чем платит, хотя данная картина не относится к страхованию на случай болезни, где выплаты доходят до 70–100 %. Выплаты СК по обязательной моторке и так растут в последнее время, и новый потолок выплат усугубит убыточность СК. Независимо от новых лимитов выплат страховые тарифы никто пересматривать не будет, так как в основе механизма пересмотра тарифов заложено ежегодное таргетирование убыточности. СК придется «набрать» дополнительных выплат в надежде в течение следующего года перекрыть их премиями. Поддержку премиям может оказать инициатива Казахстана по запрету на ввоз на территорию стран ЕАЭС автомобилей старше семи лет. Инициатива должна повлиять на качество автомобильного парка и, соответственно, на стоимость страхования.
Будущее не безоблачно
Обязательное автострахование несколько лет как перестало быть драйвером страхового рынка, но остается точкой входа на рынок для новых клиентов. Растущая убыточность ОГПО ВТС будет и впредь менять расклад по компаниям. Убыточность эту увеличит летнее, достаточно сильное, ослабление тенге. Издержки по урегулированию убытков вырастут на величину девальвации. Ситуация особенно сильно затронет СК с монопортфелем по ОГПО ВТС и поставит перед ними задачу диверсификации страхового портфеля. А изменить портфель будет очень трудно ввиду общей конкуренции. Разработка новых ниш требует времени и компетенций. Задачей менеджмента станет сокращение издержек и увеличение доходов. Наименее капитализированные игроки окажутся в зоне риска, так как не имеют финансовой подушки для фиксации доходности на определенном уровне. Зато крупные игроки получат прекрасную возможность расширить долю рынка.
Хороший вариант для страхового рынка — повышение его емкости через запуск новых видов обязательного и вмененного страхования. В частности, речь идет о страховании недвижимости от катастрофических рисков, страховании объектов коммерческой недвижимости и профессиональной ответственности врачей. С другой стороны, в очередной раз рынок получит новую порцию развития через инициативы регулятора. Добровольные виды страхования для населения по-прежнему продаются с трудом.
Показатели рентабельности страхового капитала и активов (РОЕ и РОА) за 2022 год демонстрировали прирост первого до 18,1 с 16,8 % в 2021 году и стабилизацию второго на уровне 7,1 %. Ввиду отсутствия официальной годовой информации по рентабельности активов и капитала СК за 2023 год делать выводы за этот период не представляется возможным. Однако вряд ли показатели 2023-го сильно отличаются от предыдущего года. Страховой рынок остается перекапитализированным по отношению к собираемой страховой емкости, в том числе по той, которую СК оставляют на собственном удержании. Вполне возможно, что акционеры многих СК вполне довольны маржей доходности и держат компании в пределах минимальной маржи платежеспособности для выполнения нормативов. Примечателен факт решения владельцев почти всех СК о выплате дивидендов за 2023 год, тогда как по итогам 2022-го такие решения были менее частыми. Можно принять к сведению непростой 2022 год. Однако 2024-й предлагает свои вызовы и перспективы, требующие вложения капитала. Прежде всего компаниям нужны большие средства на цифровизацию своей деятельности. Эффективность перестрахования в среднем по рынку составляет 17,7 %, что является сравнительно низким результатом, так как при уровне выплат в 46 % эффективность перестрахования в 2,5 раза ниже. Это говорит о том, что компании неэффективны в части селекции и оценки рисков.
Резюмируя, можно сделать вывод, что поддержать СК могут три вещи. Первый путь — снижение издержек. Если рост убыточности в отдельных классах страхования, прежде всего в страховании ОГПО ВТС и автокаско, продолжится, игрокам придется и дальше «резать» косты. Вполне возможно, что этот путь пройдут не все компании, у некоторых издержки будут расти быстрее прибыли. Второй путь — увеличение страховой емкости через введение новых видов страхования. Этот вариант — самый лучший для рынка, но не вполне вероятный. Разговоры о новых видах корпоративного страхования сталкиваются с противодействием лоббирующих отраслевых групп, для которых страхование является просто новым налогом на деятельность. Введение страхования частной недвижимости для снижения выплат по катастрофическим рискам «убивается» о старый и изношенный на 70 % жилой фонд страны. Наконец, третий путь — развитие страховщиками добровольных продуктов в рамках новых для них ниш. Речь прежде всего идет об участии СК в перестраховочных программах входящего и исходящего перестрахования. В этой нише местные СК за 2023-й и начало 2024 года добились значительных успехов. Но перестрахованием проще заниматься крупным СК, мелким же придется договариваться о создании страховых пулов, чего местные компании делать исторически не хотят. Крупные СК вышли на международный перестраховочный рынок, и, в принципе, это перспективный вариант для их развития. В то же время страховая емкость в случае реализации внешних рисков станет уходить с местного рынка. Для ее увеличения нужно развивать добровольные виды. Но захотят ли акционеры крупных СК вкладывать в местный рынок больше средств, чем в перспективы участия в международном перестраховании?