14.04.2015
Источник:
Капитал
По словам аналитиков, рейтинги учитывают старые проблемы и новые риски, в том числе возможную девальвацию тенге.
Низкие рейтинги казахстанских банков учитывают риски, связанные со значительным ухудшением качества активов в прошлом, и новые риски, обусловленные падением цен на нефть и потенциальной девальвацией тенге. Об этом заявили представители агентства Fitch Ratings в ходе девятой ежегодной конференции, прошедшей в Алматы.
Большинство казахстанских банков по-прежнему имеют рейтинги категории «B», за исключением Народного банка Казахстана («BB»/прогноз «Стабильный»/«bb»). Низкие рейтинги отражают в первую очередь существенные объемы недостаточно зарезервированных обесцененных кредитов, ограниченную возможность абсорбировать убытки и, в отношении некоторых банков, слабую операционную рентабельность, отмечается в сообщении Fitch Ratings.
Операционная среда остается умеренно положительным фактором для рейтингов с учетом относительно сильной финансовой позиции суверенного эмитента и прогнозируемого агентством роста ВВП на 2,5% в 2015 г. Однако дальнейшее падение цен на нефть было бы негативным фактором как для кредитоспособности суверенного эмитента, так и для банков страны.
Качество активов остается основным риском для сектора, несмотря на умеренное сокращение неработающих кредитов в 2014 году, в основном ввиду списаний. Неработающие кредиты составляли высокие 24% всех кредитов сектора на конец 2014 года, на начисленные проценты приходилось еще 12%, а реструктурированные кредиты также были выражены двузначным числом у большинства рейтингуемых банков. Существующий запас капитала у банков вместе с государственными средствами, запланированными для Фонда проблемных кредитов, в совокупности обеспечивают достаточное покрытие по незарезервированным неработающим кредитам и начисленным процентам, но не по реструктурированным кредитам. Темпы роста кредитования замедлились до 6% в 2014 г. с 12% в 2013 году ввиду более ограниченной доступности фондирования в тенге, и мы не ожидаем более высоких темпов роста в этом году относительно 2014 года.
Потенциальная девальвация тенге может усилить проблемы с качеством активов, поскольку чистые валютные кредиты заметно превышают капитал крупных рейтингуемых банков. В случае 30-процентной девальвации прямое влияние на основной капитал банков было бы умеренным на уровне 0,3-1,5 п.п., хотя, возможно, это было бы существенным для некоторых банков, капитализация которых уже находится под давлением. Дополнительное давление может возникнуть в случае планируемого ужесточения требований к капиталу, если Национальный банк Республики Казахстан («НБРК») не отложит введение этих требований или не предоставит разрешения на их несоблюдение.
Прибыльность в секторе без учета реструктурированных банков является приемлемой при доходности на средний капитал в 15% в 2014 г., поддерживаемой высокомаржинальным розничным кредитованием и более низкой стоимостью валютного фондирования. В то же время у большинства крупных банков прибыльность слабее этого уровня и может еще ослабнуть в 2015 г. из-за вероятного увеличения отчислений под обесценение и давления на маржу ввиду более высокой стоимости хеджирования/фондирования.
Ликвидность в тенге несколько сократилась, отражая увеличение долларизации клиентских депозитов (до 58% на конец 2014 года по сравнению с 37% на конец 2013 года) и более ограниченное рефинансирование от НБРК, направленное на предотвращение давления на национальную валюту и валютные резервы. В то же время государственные и квазигосударственные структуры остаются ключевыми источниками банковского фондирования, на долю которых приходилось свыше 20% обязательств сектора на конец 2014 года.