07.06.2016
Источник:
Курсив.kz
Проект создания Международного финансового центра обсуждался в Астане в ходе специальной сессии Экономического форума и на Совете иностранных инвесторов. Как всегда у больших проектов, инициируемых сверху, есть плюсы и минусы, связанные с этим. Плюсом выглядит то, что астанинская площадка автоматически получает преимущества, связанные с предстоящей приватизацией активов национальных компаний, их будущих IPO и более близкой перспективой передачи активов ЕНПФ частным управляющим компаниям. Минусом - то, что пенсионные деньги и приватизация остаются предметом главных надежд на оживление со стороны существующего стагнирующего фондового рынка, для которого МФЦА может стать инородным телом.
Опыт должен заимствоваться творчески
В ходе обсуждения на специальной сессии Астанинского экономического форума директор департамента Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Масуд Ахмет отметил, что, возможно, не стоит строить слишком длинные стратегии развития центра, поскольку следующие десять лет не будут похожи на предыдущие. Другой именитый представитель международных финансовых институтов – вице-президент ЕБРР Бетси Нельсон также отметила, что перед будущими участниками центра не должно ставиться никаких предварительных условий, поскольку их решения будут зависеть от того, как будет развиваться МФЦА. Управляющий будущим центром Кайрат Келимбетов также в этом духе акцентировал внимание на прагматизме и на том, что центр должен находить свою коммерческую нишу и вряд ли должен сопоставляться напрямую с крупнейшими мировыми финансовыми столицами. Г-н Келимбетов, например, не уверен в том, что напрямую может заимствоваться их опыт в момент возникновения в 80 или 90-е годы прошлого века не только из-за принципиальной разницы в масштабах, но и из-за огромных технологических изменений в финансовом секторе. В то же время, например, опыт Дубая, связанный с тем, как сделать центр привлекательным для финансистов, изучается весьма тщательно, вплоть до того, что может быть предложено в свободное время в ресторанах и торговых центрах.
Фундаментальными предпосылками для создания МФЦА, которые были обозначены г-ном Келимбетовым как «колонны», были названы направления, связанные с рынком капитала, управлением активами, благосостоянием частных лиц, исламское финансирование и финансовые технологии. Кроме того, у Астаны есть предпосылки стать официальным финансовым центром евразийской интеграции. Участвовавший в дискуссии министр экономики Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов отметил, что «хорошая идея Московского финансового центра пока не реализуется, возможно, в силу политических причин». Возможно, в этом есть какой-то дополнительный шанс для Астаны.
Необходима ли консолидация бирж
В выступлении на заседании Совета иностранных инвесторов г-н Келимбетов упомянул, что в вопросе о передаче в управление частным структурам пенсионных средств и средств Нацфонда речь идет именно о внешних управляющих, очевидно, к разочарованию многих участников казахстанского рынка ценных бумаг, которые рассчитывали на несколько иные подходы. Сергей Перапечка, партнер и управляющий директор компании BCG отметил к тому же, что концепция предусматривает наличие только одной биржи в стране, которая должна быть биржей МФЦА и консолидацию фондового рынка. В ходе дискуссии был упомянут опыт Германии, где произошло слияние двух бирж под эгидой столичной. В том же комментарии по поводу итогов закрытого круглого стола с участием председателя Нацбанка и главы холдинга «Байтерек» говорили, что тема МФЦА обсуждалась там вскользь и консолидация фондового рынка не является непременным требованием с чьей-либо стороны (исключением является, похоже, только позиция консультантов). МФЦА, однако, совершенно точно намерен создать собственную «высокотехнологичную биржевую инфраструктуру» совместно с стратегическим партнером из числа ведущих бирж мира. Центр уже провел активные переговоры с ведущими биржами мира: Лондонской фондовой биржей и биржей металлов, NASDAQ, Чикагской товарной биржей, NASDAQ Dubai, Нью-Йоркской фондовой биржей.
В чем-то шаги МФЦА выглядят параллельными тому, что делает KASE, например, в части создания площадки для горнорудных компаний, в то время как МФЦА также заявляет, что будет создана площадка для недропользователей на примере биржи Торонто, где каждая компания сможет привлечь капитал для развития своего проекта.
В целях повышения ликвидности локального рынка капитала Центр планирует провести IPO «национальных чемпионов» и приватизацию привлекательных квазигосударственных компаний посредством публичного размещения акций на своей будущей бирже. Такими образом, противоречия между создаваемым сверху МФЦА, ориентированным во многом на глобальных игроков, и существующим локальным фондовым рынком объективно очень велики.
Местные игроки должны оставаться вне зависимости от ситуации
Председатель правления «Сентрас Секьюритис» Талгат Камаров, комментируя создание МФЦА для «Kъ», высказал надежду на успешную интеграцию местных игроков. По его словам, создание МФЦА де-юре уже узаконено принятием указа президента о плане совместных действий правительства и Нацбанка. Проект уже финансируется, и в его создании нет никаких сомнений. Важно, чтобы МФЦА не просто состоялся, а достиг поставленных перед ним целей и развивался в будущем. Вовлечение местных игроков фондового рынка является одной из главных задач. Иностранные участники в зависимости от конъюнктуры могут приходить на наш рынок и уходить. А местные должны оставаться на нем вне зависимости от ситуации на фондовых рынках. Еще одной целью вовлечения иностранных игроков является внедрение на наш рынок и развитие финансовых услуг на высоком международном уровне. Таким образом, участие местных игроков должно обеспечить преемственность и развитие финансовых услуг на качественно новом уровне.
Третий путь
Главный директор представительского офиса в Казахстане компании Schldershoven Finance Роман Маргацкий, комментируя ситуацию для «Къ» после сессии, посвященной МФЦА, отметил, что применительно к управлению пенсионными активами, возможно, идеальным решением является создание совместных управляющих компаний. Все-таки речь идет о пенсионных накоплениях, и, возможно, неправильно отдавать их в управление полностью иностранным компаниям. Эта идея, по словам спикера, обсуждается со многими заинтересованными структурами в Казахстане и во многих случаях воспринимается с заинтересованностью. (Создание СП наряду с ГЧП действительно становится одной из наиболее модных тем применительно к уменьшению роли государства в экономике.
На Астанинском экономическом форуме о роли СП как об отдельном классе инвесторов в ходе приватизации определенных активов рассуждали топ-менеджеры «Самрук- Казыны». При этом ролью иностранных партнеров в совместных управляющих компаниях является привнесение опыта и инвестиций и комплаенс-контроль. Наш собеседник достаточно скептически относится к возможности передачи пенсионных активов полностью казахстанским управляющим компаниям.
Его мнение: «Мы уже проходили этот этап, когда управляли частные пенсионные фонды, которые отдавали в управление пенсионные средства частным управляющим компаниям, которые, как мы видели, были де-факто аффилированы. Управление было крайне неэффективным. Основной проблемой мы считаем отсутствие опыта и отношения братства, когда в рамках одного финансового холдинга существуют банк, страховая компания и пенсионный фонд. И деньги вкладчиков могли использоваться для поддержки ликвидности группы». На недавней конференции KASE, несмотря на призывы представителей биржи слезть с пенсионной "иглы", мнение представителей рынка состояло в том, что передача управления именно казахстанским компаниям является очень важным фактором, причем, должна быть серьезная диверсификация и присутствие не менее десяти таких управляющих.
Г-н Маргацкий отметил, что он не считает правильным подходом ориентацию регулятора исключительно на уровень рейтингов и капитала потенциальных иностранных управляющих, поскольку у них может быть все прекрасно с этими показателями, а доходность управления быть существенно ниже рыночной. Плюсом представляемой им структуры является опыт управления пенсионными активами на разных рынках и умение показывать высокую доходность. Казахстанское регулирование, однако, основано на жесточайших критериях, связанных с рейтингами капиталами и размерами средств, для иностранных компаний, претендующих на определенные мандаты в управлении частью портфелей ЗВР или Нацфонда.