22.04.2025
Источник:
Курсив
Представители казахстанского бизнеса раскритиковали новую информационную систему «Кеден», которая должна была упростить импорт товаров в Казахстан. По мнению участников рынка, новая система допускает множество ошибок, в некоторых случаях требует более суток на подачу документов и приносит убытки.
Мнение бизнесменов выяснила с помощью анонимного опроса Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Среди его участников 50% – таможенные представители (брокеры), 46,3% – перевозчики и экспедиторы, а 3,7% занимаются самостоятельным декларированием.
Информационная система «Кеден» разрабатывалась с 2023 года и введена в Казахстане с ноября 2024-го. До этого с 2018 года использовалась система «АСТАНА-1». 75,9% респондентов, опрошенных палатой, не увидели никакого удобства новой системы в сравнении со старой.
По мнению 23,1% респондентов, на сбор и подачу необходимой предварительной информации в рамках новой системы уходит более 24 часов, что «значительно превышает разумные сроки и негативно сказывается на логистических цепочках и расходах бизнеса». Еще 11,5% отметили, что тратят на это более восьми.
Кроме того, 42,3% бизнесменов зафиксировали увеличение прямых и косвенных затрат после внедрения новой системы. Только 13,5% из опрошенных считают, что «Кеден» помогает им зарабатывать больше.
47,2% пользователей заявили, что регулярно сталкиваются с ошибками со стороны таможни. Еще 39,6% считают, что инфраструктура системы технически не подготовлена. Почти 9 из 10 респондентов заявили о системных сбоях, мешающих бесперебойной работе бизнеса.
Также 43,4% респондентов заявили, что не получали никакой информации о запуске и работе новой системы. Только 35,8% участвовали в обучении или тестировании ее функционала.
Напомним, объем импорта товаров в Казахстан за 2024 год составил $59,8 млрд, снизившись на 1% год к году ($60,4 млрд в 2023 году).