Бизнес по франшизе: преимущества и особенности работы с «чужим» брендом

11.08.2022

Источник: Banker.kz

Бизнес «с нуля» всегда связан с массой рисков, о которых начинающий предприниматель может и не подозревать. Альтернативой ему может стать покупка уже «раскрученного» бренда или франшизы. Следует отметить, что в Казахстане еще редко встречаются примеры сотрудничества крупных брендов с предприятиями малого бизнеса. В связи с актуальностью вопроса о том, как работает франчайзинг в Казахстане, читайте в материале компании Solva.

Согласно проведенному исследованию Solva среди предпринимателей Казахстана из 100% опрошенных респондентов 35% готовы рассмотреть возможность работать по франшизе, 45% планирует создавать собственный бренд, 15% устраивает собственное направление, 5% отрицательно относятся к подобной бизнес модели.

Что представляет собой франчайзинг? Это вид выгодного сотрудничества, при котором компания-правообладатель (франчайзер), продает свою торговую марку, идею, бизнес-модель, стратегию другим предпринимателям (франчайзи). За это франчайзер получает единовременную оплату за покупку франшизы или регулярные выплаты за доступ и коммерческое использование бренда. Основу рынка франчайзинга в Казахстане положили два проекта. В 1994 году был построен завод по производству напитков Coca-Cola, чуть позже казахстанский отель «Рахат Палас» стал работать под брендом международной гостиничной сети Hayatt, пишет Наталия Шаповалова, юрист Dentons Kazakhstan, патентный поверенный РК в материале о «Рынок франчайзинга: как защитить свою интеллектуальную собственность».

Франчайзи в свою очередь имеет возможность быстро запустить и управлять готовым бизнесом, использовать эффективные инструменты развития бренда, поддержки, обучения и других услуг, предусмотренных в договоре франчайзинга.

Как правило, франшиза представляет собой комплексный пакет, состоящий из: договора франчайзинга, концепции франшизы, маркетинговых инструментов (в том числе и рекламных), брендбука и стандартов компании, интернет-платформы, условий сотрудничества продавца и покупателя франшизы. Также, могут быть включены другие продукты и услуги.

В Казахстане франчайзинговые отношения регулируются Законом «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Он определяет правила работы, права и обязанности франчайзера и франчайзи, содержит информацию о мерах государственной поддержки, видах франчайзинговой лицензии и другую информацию, касающуюся покупки и условий пользования франшизой.

Где найти подходящую франшизу?

Информацию о франшизах можно получить на открытых интернет-ресурсах, напрямую обратиться к компании, чью франшизу вы намерены приобрести, либо получить профессиональную консультацию в Казахстанской ассоциации франчайзинга (KazFranch), или у других участников рынка. К примеру, ресурс www.franchiza.kz (проект «FranchBee») предлагает целый каталог франшиз, в котором сразу указана стоимость покупки, роялти и другие взносы.

По предварительным данным KazFranch в 2020 году в Казахстане насчитывалось порядка 300-360 франшиз, как местных, так и международных. Однако точной статистики по количеству предприятий в этой сфере нет. По статистике Kazpatent в прошлом году число франчайзинговых договоров превысило 470.

Согласно данным из открытых источников, цена франшизы варьируется от пары миллионов тенге до десятков, и сотен тысяч долларов.

При этом, стоимость оформления или «упаковки» франшизы также не фиксирована. Она зависит от множества факторов, и может составлять как 100 тысяч тенге, так и достигать миллионных сумм.

Специалисты отмечают, что чем ниже цена франшизы, тем выше может быть конкуренция на рынке, а следовательно, и срок окупаемости проекта. Дорогостоящие франшизы напротив, более прибыльные. В среднем франшизы известных компаний могут окупаться в первые два-три года работы.

На что следует обратить внимание при покупке франшизы

Финансовые взаимоотношения с продавцом, являются ключевым вопросом при покупке франшизы, ведь покупка франшизы требует значительных денежных вливаний.

Первое на что нужно обратить внимание - какой способ оплаты за франшизу требует франчайзер. Основные способы — это паушальный взнос или единовременный платеж за покупку франшизы, который не требует повторных платежей, и роялти – ежемесячная выплата за использование франшизы.

Размер роялти может быть фиксированным, выплачиваться в виде процента от продажи или маржи. Помимо этого, в договоре могут быть предусмотрены и другие взносы за использование франшизы, либо услуги предоставляемые франчайзером.

До покупки, важно изучить не только финансовые условия работы с франчайзером, но также проверить насколько они соответствуют местному законодательству.

В Казахстане, договор франчайзинга называется «договором комплексной предпринимательской лицензии». Он заключается в письменной форме и содержит стандартные условия. В нем подробно прописывается информация о правах и обязанностях комплексного лицензиара и лицензиата (франчайзера и франчайзи), указывается вид франчайзинга, предусмотренный в законодательстве. Кроме этого, он может предусматривать передачу коммерческой тайны и служебной информации, или меры контроля со стороны франчайзера.

Преимущества работы с франшизой

Несмотря на некоторые нюансы, основное преимущество франчайзинга для предпринимателя в минимизации рисков, и значительном упрощении работы предпринимателя. Количество закрытых предприятий созданных самостоятельно, гораздо выше, чем у компаний, которые предпочли работать по франшизе.

К числу неоспоримых преимуществ относится сокращение издержек на поиск клиентов, идеи и разработки бизнес-модели. Возможность перенять опыт успешно работающей компании, а также пользоваться готовыми инструментами для развития компании.
Благодаря различным механизмам поддержки, франчайзи проще адаптироваться в бизнесе и получить нужные советы от профессионалов отрасли.

Дополнительно, развитие франчайзинга в стране – повышает уровень предоставления сервисов и услуг в различных сферах бизнеса, способствует формированию стандартов, здоровой конкуренции и улучшению качества обслуживания.


Возврат к списку новостей
Рекламодателю