10 фактов о турецкой компании Hepsiburada, которую покупает Kaspi.kz

21.10.2024

Источник: Forbes Kazakhstan

Из финансовых отчетов маркетплейса

Казахстанская финтехкомпания Kaspi.kz объявила 18 октября о приобретении около 65% акций одного из ведущих турецких маркетплейсов Hepsiburada за $1,127 млрд. По словам CEO Kaspi.kz Михаила Ломтадзе, покупка доли в Hepsiburada позволит расширить целевой рынок Kaspi до 100 млн человек, что является важным стратегическим приоритетом для Kaspi.kz.


10 интересных фактов о Hepsiburada, исходя из ее последних финансовых отчетов:

  1. Согласно данным Statista, Hepsiburada занимала 3 место среди турецких онлайн-ретейлеров в 2023 году. Впереди только продуктовый Migros и лидер среди маркетплейсов Trendyol. Кстати, Trendyol тоже принадлежит внешним инвесторам — Alibaba купила 86,5% доли в 2018 году. Недавно Trendyol начала расширение в арабские страны, возможно, это направление станет следующим этапом в развитии и Hepsiburada.
  2. Платформой пользуются 101 тыс. магазинов-партнеров и 12 млн покупателей. Помимо этого, компания имеет 3,1 млн платных участников программы «Hepsiburada Premium», которая позволяет пользоваться услугами бесплатной доставки, а также открывает доступ к различным акциям и скидкам. Годовая подписка стоит около $11.
  3. На платформе доступно порядка 264 млн товаров (согласно SKU — уникальный складской идентификатор товара). За год этот показатель увеличился на 36%.
  4. Hepsiburada, как и Kaspi, является одним из лидеров в сегментах электронных кошельков, предоставляя возможность оплаты в рассрочку. На данный момент цифровым кошельком Helsiburada пользуются около 16,7 млн человек. За последние 12 месяцев совершено более 1,3 млн покупок в рассрочку.
  5. Помимо продаж товаров на платформе и взимания комиссии с продавцов за размещение, компания зарабатывает еще на услугах доставки. Этот сегмент принес 13% от всей выручки в I полугодии 2024 года.
  6. Выручка во II квартале 2024 года практически не изменилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив 10,1 млрд турецких лир. Но из-за курсовой разницы в долларах размер выручки упал ($360 млн vs $297 млн) — за год турецкая лира подешевела относительно американского доллара на 22%.
  7. Компания пока убыточна. При этом динамика чистой прибыли существенно ухудшилась. Убыток за II квартал 2024 года составил 0,384 млн турецких лир, тогда как за II квартал 2023-го чистая прибыль составляла 1,5 млрд турецких лир. Но с другой стороны компания показала самый высокий уровень свободного денежного потока ($130 млн) в I полугодии со времен своего IPO в 2021 году.
  8. С точки зрения финансового баланса у компании складывается нейтральное положение. Согласно последнему квартальному отчёту, ликвидные активы компании практически равны долгам компании (16,5 млрд vs 16,9 млрд турецких лир).
  9. С точки зрения оценки, по условиям сделки похоже, что компания оценивалась в $1,7 млрд. Это означает, что соотношение цены к выручке (Price to Sales ratio) равно 1,3. Такая оценка выглядит адекватной, учитывая, что более крупные и стабильные операторы маркетплейсов (в качестве бенчмарка) в других развивающихся странах, такие как китайский Alibaba, и корейский Coupang, оцениваются по этому показателю на 45% и 30% дороже соответственно.
  10. Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку в Турции (инфляция в районе 50%, девальвация лиры), у страны есть большой потенциал роста в сфере онлайн-шопинга. По данным Statista, в 2023 году рынок электронной коммерции в Турции вырос на 132% по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что в 2024-м рост составит около 86%. Даже с учетом высокой инфляции это довольно сильные показатели. Также есть вероятность, что Турция может стать неким мостом на рынки арабских стран и Евросоюза.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю