Участвовал в круглом столе по Налоговой политике АЭФ.

Формат к сожалению не позволял высказать свою точку зрения, поэтому решил опубликовать некоторые идеи.
Хоть тема была про Налоговую политику, фактически про саму политику говорили не очень много.[spoiler]
Ключевое изменение в 2018 году - это введение нового налогового кодекса. В новом кодексе было введено множество изменений, которые в основном коснулись администрирования налогов, что в принципе к налоговой политике также имеет достаточно косвенное отношение.
Поэтому, глобальных изменений в новом кодексе по сравнению со старым я не увидел. Если сравнивать первую редакцию старого кодекса и последнюю редакцию старого кодекса, то в этот период и то сделали гораздо больше изменений, чем версия последнего кодекса и нового.
В моем понимании, Налоговая политика должна сосредоточиться на решении макроэкономических задач.
Если глобально углубиться в теорию, то у налогов не так много основных функций:
- стимулирующая
- фискальная.
Остальные функции второстепенные.
Вот с точки зрения стимулирования экономического роста, то тут уже достаточно большая вариативность, в зависимости от того, какую экономическую политику выбирает Министерство. Если идти по стимулированию сбережений частного сектора, то концепция должна направлена на снижение налоговой нагрузки. Там можно ещё уточнять, сбережение домохозяйств или бизнеса. И там дальше также строится политика какие налоги как должны быть выстроены.
Если политика направлена на стимулирование потребления, то здесь также есть различные методики, как какие налоги вводить и так далее. Здесь в первую очередь нужен прогрессивный ИПН с большим количеством вычетов на расходы и высокой необлагаемой базой, что позволит увеличить потребление как у людей с низким уровнем доходов (любое увеличение дохода у лиц, с низким уровнем будет направленно именно на потребление, так как не все потребности удовлетворены) и увеличение потребления у населения с высоким уровнем дохода, так как у данной категории хозяйств будет стимул потратить больше, чтобы сократить налоговую нагрузку.
Для стимулирования определенных групп товаров можно вводить дифференцированные ставки НДС. Например, мы знаем, что в Казахстане высокая доля в потреблении Казахстанской продукции именно в пищевой отрасли, то для такой отрасли устанавливается сниженный НДС, что приведёт к повышению потребления данных продуктов и повышению доходности.
И так далее, по каждому налогу.
Теперь, если смотреть с фискальной точки зрения, то здесь нужно в первую очередь начать реформировать и делать справедливым налогообложение в тех отраслях, которые приносят наибольшие поступления.
Если посмотреть на поступления от всех налогов, то более 50 процентов всех поступлений обеспечивает именно горнорудная отрасль ( в том числе и нефтянка). А если учесть мультипликативный эффект от данной отрасли, то эффект ещё больше, наверное процентов 60-70.
Здесь уже нужно смотреть, что мы хотим от отрасли.
В первую очередь нужно хотя бы убрать ляпы и перекосы, которые перешли со старого кодекса в новый, и которые даже никто не исправил - необходимость кумулятивного налогообложения, определения цены реализации по небирживым товарам, дублирование налогов и так далее.
Во-вторых, мы пока от сырьевой модели уйти не сможем и здесь нужен баланс, которые бы позволял эту самую отрасль развивать и при этом получать достаточно хороший доход, которые через бюджетную политику будет перераспределяться в другие отрасли экономики или просто уходить в сбережения.
Можно ещё много писать различных моментов, но это всего лишь примеры.
Вот именно вот такой подход по моему мнению и определяет налоговую политику страны.
А администрирование, решение задачи вывода из тени самозанятых, налоговые проверки - это уже микроменеджмент, которые нужно просто совершенствовать. Но чтобы это делать, нужно сначала с Налоговой политикой государства определиться, которая базируется в целом на макроэкономической политике государства, которая пока также не очень понятна.
Рекламодателю
Наминация