Особое мнение

Ранее Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК) в рамках оздоровления банковского сектора заявил о намерении отойди от формализованного подхода регулирования сектора в сторону риск-ориентированного надзора[spoiler], благодаря которому регулятор планирует превентивно предупреждать кризисные явления, не дожидаясь возникновения проблем, нарушений и реализации риска.

Одним из инструментов риск-ориентированного надзора является мотивированное суждение, в данном случае мотивированное суждение НБРК, которое позволит регулятору сосредоточиться на наиболее рисковых областях, в частности выводе активов из банков.

В иностранных юрисдикциях мотивированное суждение широко используется в рамках проверок и оценки системы корпоративного управления и управления рисками. Активно имплементирует данный инструмент и Центральный банк Российской Федерации.

Стоит отметить, что в настоящее время казахстанским законодательством определены конкретные нормы и требования, которым должны соответствовать организации. Однако, при наличии права у регулятора на мотивированное суждение, несмотря на соответствие данным нормам, регулятор сможет мотивированно решить, что те или иные действия организации влекут или могут повлечь риск для организации или, например, вложений депозиторов, а также определить соответствующие корректирующие мероприятия.

Мотивированное суждение может позволить диагностировать проблемы у организаций на ранних этапах, не смотря на наличие хороших показателей и отчетности. Вместе с тем, при его внедрении стоит особое внимание уделить правилам игры на рынке, в противном случае организации останутся без каких либо инструментов для защиты своей позиции. Правила игры, кроме всего прочего, должны подразумевать открытость в процессе принятия решений, процесс взаимодействия, ответственность, а также равенство к различным участникам рынка.
Рекламодателю
Наминация