Громкие дела, выступления представителей комиссий по ценным бумагам, семизначные штрафы в долларовом эквиваленте.
Раскрытие не публичной информации, или как ее еще называют – инсайдерская информация, несет риски для владельца и объекта такой информации, последствием которых может быть инсайдерская торговля.
В мировой практике под инсайдерской торговлей подразумеваются сделки с акциями, облигациями и иными ценными бумагами, в том числе производными (деривативами), основанные на инсайдерской информации, то есть информации, доступ к которой является конфиденциальным для общественности.
Лица, которые владеют инсайдерской информацией, именуются инсайдерами. Как правило, инсайдерами могут являться представители топ-менеджмента компании-эмитента ценных бумаг, иные работники компании, консультантов компании, которые в силу своих полномочий могут получить доступ к такой информации, а также их круг общения.
В большинстве стран мира инсайдерская торговля является противозаконной, так как нарушает принципы сохранности информации, конкуренции и честной торговли. Казахстан не стал исключением.
Согласно закону, инсайдерская информация – это достоверная информация о ценных бумагах (производных финансовых инструментах), сделках с ними, а также об эмитенте, выпустившем (предоставившем) ценные бумаги (производные финансовые инструменты), осуществляемой им деятельности, составляющая коммерческую тайну, а также иная информация, не известная третьим лицам, раскрытие которой может повлиять на изменение стоимости ценных бумаг (производных финансовых инструментов) и на деятельность их эмитента.
Стоит отметить, что к инсайдерской информации может относиться довольно широкий перечень сведений. Именно поэтому на профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ), таких как брокеры и дилеры, инвестиционные компании, банки, возлагаются дополнительные требования, в частности:
– в процессе оказания услуг своим клиентам участник РЦБ обязан обеспечить соблюдение условий, позволяющих предотвратить использование сведений, которые составляют коммерческую тайну на рынке ценных бумаг и инсайдерскую информацию;
– участник РЦБ не вправе использовать сведения, составляющие коммерческую тайну на рынке ценных бумаг и инсайдерскую информацию, и допускать действия, которые могут повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию рынка ценных бумаг;
– внутренние документы профессионального участника РЦБ должны содержать условия обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на рынке ценных бумаг и инсайдерскую информацию, и не допускающие их использования в собственных интересах участника РЦБ, его работников или третьих лиц.
Национальным Банком Республики Казахстан также утверждены правила раскрытия инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, которые устанавливают порядок и условия раскрытия информации, касающейся деятельности эмитента и не являющейся общедоступной, если эта информация в связи с последствиями для имущественного и финансового положения эмитента способна оказать влияние на стоимость выпущенных (предоставленных) данным эмитентом ценных бумаг (производных финансовых инструментов).
Для отражения исполнения вышеуказанных ограничений внутренние документы эмитентов должны установить (не ограничиваясь):
– перечень информации, относящейся к инсайдерской;
– порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации;
– правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами;
– порядок ведения, поддержания в актуальном состоянии списка лиц, обладающих доступом к инсайдерской информации, а также исключения их из списка;
– порядок и сроки уведомления инсайдеров и направления им уведомлений эмитенту.
Данные правила утверждаются органом управления эмитента (Совет директоров или Наблюдательный совет) обязательны для лиц, являющихся и признанных инсайдерами, которые могут быть представлены довольно широким кругом лиц, в том числе:
– работники эмитента, обладающие доступом к инсайдерской информации
– крупные участники/акционеры эмитента
– аудиторская организация, оценщик, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие лица, оказывающие услуги эмитенту в соответствии с заключенным договором (в том числе устным), условиями которого предусмотрено раскрытие инсайдерской информации
– организатор торгов, в список которого включены ценные бумаги (производные финансовые инструменты), выпущенные (предоставленные) эмитентом, члены совета директоров фондовой биржи, листинговой комиссии фондовой биржи и экспертного комитета фондовой биржи, в торговой системе которой заключаются сделки с ценными бумагами эмитента и иными финансовыми инструментами
– работники регулятора и его ведомств, государственные служащие, обладающие доступом к инсайдерской информации в силу предоставленных им функций и полномочий
– общественные объединения и профессиональные организации, членами которых являются вышеуказанные организации, обладающие в силу предоставленных им полномочий доступом к инсайдерской информации
– работники всех вышеуказанных организаций, обладающие доступом к инсайдерской информации в силу своего служебного положения и трудовых обязанностей
– иные лица, получившие доступ к инсайдерской информации
Всем вышеуказанным лицам запрещается:
– использовать инсайдерскую информацию при совершении сделок с ценными бумагами (производными финансовыми инструментами);
– передавать третьим лицам или делать доступной для третьих лиц инсайдерскую информацию, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
– предоставлять третьим лицам рекомендации о совершении сделок с ценными бумагами, основанные на инсайдерской информации.
За нарушение вышеуказанных норм, в том числе, в части незаконного раскрытия, передачи и использования инсайдерской информации или проведение сделок, основанных на такой информации, инсайдеры могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности.
Ниже представленные некоторые схемы использования инсайдерской информации на примере брокерских компаний.
Сделка на опережение (Front running)
![111.jpg](/upload/resize_cache/main/231/300_300_1/111.jpg)
![112.jpg](/upload/resize_cache/main/1ce/300_300_1/112.jpg)
Национальный Банк Республики Казахстан вправе осуществлять проверку деятельности различных организаций на РЦБ в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Одним из оснований такой проверки может являться наличие сведений о манипулировании на РЦБ, совершении сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами с использованием инсайдерской информации, а также коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
РЦБ является важной частью финансовой системы страны, соответственно весьма важно обезопасить его посредством внедрения участниками РЦБ эффективных систем контроля инсайдерской информации и предотвращения торговли, основанной на инсайдерской информации.